Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.Официальный сайт образовательной организации адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению и приведен в соответствие с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов.
2.Доступ в здание школы обеспечен посредством постройки пандуса у центрального входа в образовательную организацию и звонком вызова. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
3.Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
4.В школе функционирует ППк, проводятся индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяотсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека существует с 1954 г., с момента открытия школы. Услугами библиотеки могут пользоваться обучающиеся и их родители (иные законные представители), инвалиды и лица с ОВЗ, учителя и другие работники школы.
Книжный фонд составляет 1979 экземпляров, из них:
- художественная, справочная и методическая литература - 593 экз.;
- учебники – 1416 экз. (100% обеспеченность обучающихся учебниками).
Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие основные функции:
информационную- предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя;
образовательную -поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе;
культурную -организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Основные задачи библиотеки
-Организация доступа к информации для всех участников образовательного процесса, в том числедля обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
-Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией.
- Создание в МБОУ Наумовской ООШ информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами.
- Формирование информационного мировоззрения обучающихся, знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.
Основные направления работы
- Работа с пользователями (массовая работа, индивидуальная работа)
- Информационно-библиографическая работа.
- Работа с фондом.
- Внедрение новых информационных технологий.
- Повышение квалификации.
Организация работы с читателями
Все библиотечные мероприятия – это диалог читателя и библиотекаря. Все формы массовой работы нацелены на пропаганду книги, на формирование художественного вкуса, на воспитание интереса к чтению.
Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
Информационная поддержка образовательного процесса
В течение учебного года регулярно проводится информирование пользователей библиотеки(обучающихся и педагогических работников) о новых поступлениях художественной, учебной, методической литературы, литературы по различным отраслям знаний.
Оказывается помощь при подготовке и проведении предметных недель. Проводятся библиотечные уроки,во время которых дети и подростки обучаются правилам обращения с книгой, выбору книг в библиотеке, методам самостоятельной работы с литературой, знакомятся с различными энциклопедиями, словарями, с их справочным вспомогательным аппаратом, учатся пользоваться им.
Организация работы с книжным фондом
Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов, изготовленных самыми разнообразными способами записи информации. В фонде школьной библиотеки издания должны быть отобраны и организованы по определенной системе, способствующей решению воспитательных, образовательных, культурологических и информационных задач. Поэтому работа с книжным фондом особенно важна и требует много времени и усилий.
В библиотеке систематически проводится работа по организации и сохранности книжного фонда:
- изучается состав фонда и проводится анализ его использования;
- ведется учет библиотечного фонда;
- составляются заказы на учебную литературу в соответствии с образовательными программами школы;
- производится:
- прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений;
- выдача документов пользователям библиотечно-информационного центра;
- расстановка документов в фонде в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией;
- оформление фонда с помощью полочных, буквенных разделителей, индексов т.п.;
- систематический контроль за своевременным возвратом выданных изданий;
- обмен (сбор и выдача) учебников в конце учебного года;
- своевременное информирование педагогических работников, обучающихся школы и их родителей об имеющихся учебниках;
- работа по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
- создаются комфортные условия для работы пользователей библиотеки, организован свободный доступ к информации;
- проводятся рейды проверки состояния школьных учебников.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Оборудования на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
·Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
·Электронные образовательные ресурсы;
·Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
·Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Школа располагается в типовом здании, рассчитанном на 140 мест. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся 1-9 классов, а также:
· приспособленная столовая на 50 мест;
·компьютерный класс;
·школьная библиотека.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
·словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);
·визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
·средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
·учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет;
·технические средства обучения
В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к нимвозможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБОУ Наумовская ООШ функционирует с 1954 года. Разработан паспорт доступности образовательной организации с учётом категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Территория МБОУ Наумовской ООШ имеет асфальтированное покрытие.
Доступ в здание школы обеспечен посредством постройки пандуса у центрального входа в образовательную организацию и звонком вызова. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В настоящее время в школе не обучаются инвалиды и лица с ОВЗ: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие, с нарушением органов речи и слуха, дети-аутисты.
Специальные условия питания
В МБОУ Наумовской ООШ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся,в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные санитарными нормами и правилами,созданы следующие условия для организации питания учащихся:
·предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
·предусмотрены помещения для приёма пищи (50 посадочных мест);
·разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
Питание организовано в приспособленной столовой. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке.
В МБОУ Наумовской ООШ специализированное питание дляинвалидов и лиц, с ОВЗне предусмотрено. Организовано 2-х разовое питание: завтрак, обед, утвержденных в установленном порядке в соответствии с примерным 10 дневным меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. С меню можно познакомиться по ссылке https://naum.rostovschool.ru/food
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ Наумовская ООШ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В МБОУ Наумовской ООШ созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Школой заключен договор №3 от 10.01.2022 г «О совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей с МБУЗ «ЦРБ» г. Пролетарска на медицинское обслуживание учащихся.Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется в МБУЗ Пролетарская ЦРБ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
·электронной почтой;
·электронным журналом/дневником;
·выходом в Интернет;
·разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети Интернет. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.
Оператор связи: ПАО "Ростелеком".
18 компьютеров школы соединены в локальную сеть (кабель). Тип подключения к сети Интернет - по технологии ADSL, скорость подключения более 100 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет в МБОУ Наумовской ООШ.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков».Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 1 учебный кабинет информатики, компьютеры находящиеся в кабинете имеют доступ в сеть Internet.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Барс.Web– Электронная школа. Любой педагог может вести работу в информационной системе из автоматизированных рабочих мест учителя в классах, учительской,кабинета информатики.
На сайте школы функционирует кнопка "для слабовидящих".
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации не образовательного характера.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности,вызывает интерес у ребят, уроки становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным,дифференцированным и индивидуальным.
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.
1.https://education.yandex.ru/main/Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.
2.https://uchi.ru/teachers/stats/main- Отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
3.https://uchi.ru/- Онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
4.https://chudo-udo.info/- Детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
5.http://www.ocpprik.ru/ -Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощисуществует с 1998 года, и за это время мы накопили богатый опыт в решении многих сложных вопросов.
6.https://www.yaklass.ru/- образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.
Кроме того имеется доступ инвалидам и лицам с ОВЗ к электронным ресурсам:
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к информационным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральныйцентр информационно-образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов сети интернет для основного общего и среднего общего образования
Официальный сайт Рособрнадзора(ГИА 9 класс)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В 2023—2024 учебном году в образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МБОУ Наумовской ООШ отсутствуют общежитие, интернат.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ Наумовской ООШ отсутствуют общежитие, интернат. Проживание не предоставляется.