МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО начальных классов руководитель МС, заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Бибиков В.В.. от Мусаева Л.И. ________________________ Приказ №74 «29» августа 2024 г. Протокол №1 от Соколова Н.Ф. «28» августа 2024 г. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 6278757) Орлята России для обучающихся 1 классов х. Наумовский 2024 Раздел I. «Пояснительная записка» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Примерной рабочей программы учебного курса «Орлята России», авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методического комплекса программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанного ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орленок»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; - ООП НОО МБОУ Наумовской ООШ. Актуальность и назначение программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности; формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру; формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность МЕСТО КУРСА ВПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Орлята России» в 1 классе составляет 33 часа, во 2-4 классах составляет 34 часа. По плану внеурочной деятельности на курс «Орлята России» в 1-2 классах отводится 33/34 часа, в соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по данному курсу рассчитана на 32/33 часа, поэтому происходит уплотнение рабочего материала на 1 час. Это происходит за счет объединения занятий в разделе: «Подведение итогов» с 1/2 часов до 0/1 часов (занятия «Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году» и «Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры» из 1/2 часов в 0/1 час) Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 32/33 часа. По плану внеурочной деятельности на курс «Орлята России» в 3-4 классах отводится 34 часа, в соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по данному курсу рассчитана на 33 часа, поэтому происходит уплотнение рабочего материала на 1 час. Это происходит за счет объединения занятий в разделе: «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» с 5 часов до 4 часов (занятия «Кодекс «Орлёнка – хранителя» Знать, чтобы хранить» и «КТД «История становится ближе»» из 2 часов в 1 час) Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 33 часа. Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность Раздел II. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности» 1 -2 класс Старт программы – 4 часа. Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. Вводный «Орлятский урок» Трек «Орлёнок – Лидер» 4 занятия Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт-копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны Подведение итогов - 1 час 3-4 классы Вводное занятие – 1 час. Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. Вводный «Орлятский урок» Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка 89 Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины» Виды и формы учебной деятельности Форма организации: дискуссионный клуб. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся: парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка; групповая работа в малых группах командные игры, когда класс делится на две команды. при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра Раздел III. «Результаты освоения курса» Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. 1 класс Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам; формирование положительной мотивации по отношению к учебнопознавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственноэтические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: – познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео; – коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; – регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами. 2 класс Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование чувства сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личностного развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие способностей быть организатором и инициатором; развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: – познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами, свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность, активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование информации, нахождение причинноследственные связи; умение объединять существенные признаки, классифицировать и делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации, представленной в объяснении педагога; ориентация в терминах, используемых в информации педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее; – коммуникативные: развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного решения практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять уважение к мнению других; – регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей цели для класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за помощью к педагогу.; умение выстраивать план своих действий и сохранять последовательность его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлёнок-доброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и планировать действия.; планирование действия по решению практической задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий.; умение проявлять самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении задания. Предметные результаты: знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научнопознавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. - -4 классы Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебнопознавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебно- познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры; формирование сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство сопричастности к традициям своей страны. Метапредметные (развивающие): - коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и рассуждать на представленную тему; - регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности. Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека-лидера; формулирование умения строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). Раздел IV. «Тематическое планирование» № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема раздела Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Кол-во Кол-во часов часов по по факту плану 1-2 классы 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 7. 8. 9. Итого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Итого Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов Вводное занятие Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти 4ч 4ч 4ч 4ч 1/2 ч 0/1ч 33/34 часа 32/33 часа 3-4 классы 1ч 1ч 4ч 4ч 5ч 5ч 4ч 4ч 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч 5ч 4ч 34 33 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 https://orlyatarussia.ru/library/29 Раздел V. «Календарно-тематическое планирование» № Тема Кол-во часов Электронные образовательные ресурсы 1 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1-2 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Старт программы – 4 ч Встреча с игрой Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Вводный «Орлятский урок» Орленок-лидер 4 ч Лидер – это… Я могу быть лидером Как стать лидером? Итоги трека «Мы дружный класс! Орлёнок – Эрудит – 4 ч Кто такой эрудит? Развиваемся, играя! Я – эрудит, а это значит… Могу быть изобретателем. Итоги трека «На старте новых открытий» Орлёнок – Мастер 4 ч Мастер – это… Мастерами славится Россия В гости к мастерам КТД «Классный театр. Подводим итоги. Орлёнок – Доброволец – 4 ч. От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! С заботой о старших Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» - итоги трека Орлёнок – Спортсмен – 4 ч. Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня О спорт, ты – мир! Спортивная игра «У рекордов наши имена» Орлёнок – Эколог – 4 ч 25. ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете 26. Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом 27. Восхищаемся красивым миром 28. Экология на практике Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч 29. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ 1 https://orlyatarussia.ru/library/ 30. Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны. 31. Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 32. Расскажи мне о России. Итоги трека. Подведение итогов – 0/1 ч 33. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. 1 https://orlyatarussia.ru/library/ 1 1 1 https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ https://orlyatarussia.ru/library/ Кол-во часов Электронные образовательные ресурсы 1 https://disk.yandex.ru/i/IPRpE64t qJ-QVQ 1 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3Z mSw-Nrg https://disk.yandex.ru/i/QSU0IvL98U1kw https://disk.yandex.ru/d/ixNwaEQ _TmQbTg https://psyfactor.org/lib/sociometr iya_moreno.htm № Тема 3-4 класс 1. Вводный «Орлятский урок» Орленок-лидер 4 ч 2. «Лидер – это …». «Я могу быть лидером!» 3. В команде рождается лидер 4. От идеи – к делу! КТД «Вместе мы сможем всё! 5. Мы дружный класс! 1 1 1 Орлёнок – Эрудит – 5 ч 6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит... 1 7. Игра – это полезно и интересно 1 8. Эрудит – это широкий кругозор 1 9. Твори! Выдумывай! Пробуй! КТД «Играй, учись и узнавай» 1 https://disk.yandex.ru/i/8eqL9TSp vwxUiQ серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCz O7K2Q https://disk.yandex.ru/i/scmmM2_ UC_hdWg https://disk.yandex.ru/i/qso_6x6rJ -rHEw https://disk.yandex.ru/i/7https://disk.yandex.ru/d/5BLv6dj8 qJxc0g https://disk.yandex.ru/d/CBwT3D RCcE0JJw https://disk.yandex.ru/d/7bsgjqpC cOM7jw 10. Итоги трека «На старте новых открытий» 1 https://disk.yandex.ru/i/njstFhUaZ JrT6A https://disk.yandex.ru/i/mBN3A4 ZDpKdDMg Орлёнок – Мастер 4 ч 11. Мастер – это…. Россия мастеровая 1 12. Город Мастеров 1 13. От идеи – к делу КТД «Мастер своего дела» 14. Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство – подводим итоги Орлёнок – Доброволец – 5 ч. 15. От слова к делу 1 https://disk.yandex.ru/d/aGq8Dw Taz20i6g https://disk.yandex.ru/i/Io1z1op1 Y0O1cQ https://disk.yandex.ru/d/WptkqHk kATDmGg https://disk.yandex.ru/i/cFV6iJU4 OixOtQ https://disk.yandex.ru/i/PrzqowN7 Fa7VAg https://disk.yandex.ru/d/aGq8Dw Taz20i6g 16. Спешить на помощь безвозмездно! 1 17. С заботой о старших 1 18. Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» 1 19. Доброволец – это доброе сердце Портрет добровольца Орлёнок – Спортсмен – 5 ч. 20. «Движение – жизнь! 1 1 https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfs KAGoEiw https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfs KAGoEiw https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3 21. Основы ЗОЖ 1 22. Мы гордимся нашими спортсменами 1 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYe tCRU8Q https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2y pajLFKg https://disk.yandex.ru/i/c6mTE_C zXrD_Lg 1 1 https://disk.yandex.ru/i/1VoNenIr p5fOlw https://disk.yandex.ru/i/q3yCn0lIYsMXw https://disk.yandex.ru/i/188fsqnAf nVJqA https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqm h7TplMw https://disk.yandex.ru/i/rTKuy7X TEBEvmg https://disk.yandex.ru/i/kpZViEuropiYA https://disk.yandex.ru/i/_TnceSfvJ _TkMw https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po- drugomu/korobkahrabrosti 23. КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» 24. Азбука здоровья 1 1 Орлёнок – Эколог – 5 ч 25. ЭКОЛОГиЯ Страна экологии 1 26. Мой след на планете 1 27. Экологический квест «Ключи природы» 1 28. Игра по станциям «Путешествие в природу» 29. Шагая в будущее - помни о планете 1 1 https://disk.yandex.ru/i/voimvb1l KTlaxA https://disk.yandex.ru/i/N3Q1WN bQJmNoUg https://disk.yandex.ru/i/voimvb1l KTlaxA https://disk.yandex.ru/i/2kl8Wzul n5b7PQ https://disk.yandex.ru/i/qwurjukD yJ51og https://disk.yandex.ru/d/etwm5GoTw9I9Q https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguR XFAqcA https://disk.yandex.ru/i/wz5UwEg https://disk.yandex.ru/i/X56hJ7h2 aFqs3A https://disk.yandex.ru/i/jsnnxYtb00JsA https://disk.yandex.ru/i/FnqP0g619_vaA https://disk.yandex.ru/i/OD3RJBx 4uMhC0w https://disk.yandex.ru/d/Cj0h2Mz acF07Rg https://disk.yandex.ru/i/XtmIkBj0 RQNt0Q Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 ч 30. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 31. Традиции моей страны 1 1 https://disk.yandex.ru/i/rdZ_et1p1 qxwBw https://disk.yandex.ru/d/nSdX_eR H-POt0A https://disk.yandex.ru/i/OIAt0Omi urFS6Q https://disk.yandex.ru/d/8Zpk1pri 32. Кодекс «Орлёнка – хранителя» Знать, чтобы хранить КТД «История становится ближе» 1 https://disk.yandex.ru/i/ASs2njkN 2B-Ltg https://disk.yandex.ru/d/0KMC7J X06hAIrQ https://disk.yandex.ru/i/D59gXTB 33. «Мы – хранители» Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 https://disk.yandex.ru/i/P0biY2JX SLgoJA https://disk.yandex.ru/i/J73N92jz OCU5-Q УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[НАЗВАНИЕ]] Общая характеристика ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[НАЗВАНИЕ]] Цели МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[НАЗВАНИЕ]] В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Место курса ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[НАЗВАНИЕ]] Формы проведения СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[НАЗВАНИЕ]] 1 КЛАСС Ввод данных 2 КЛАСС Ввод данных 3 КЛАСС Ввод данных 4 КЛАСС Ввод данных ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ввод данных МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ввод данных ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС Ввод данных 2 КЛАСС Ввод данных 3 КЛАСС Ввод данных 4 КЛАСС Ввод данных ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 0 Основное содержание Основные виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 0 Основное содержание Основные виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 0 Основное содержание Основные виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 0 Основное содержание Основные виды деятельности Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 0 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 0 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 0 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего 0 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы