РП внеурочной деятельности Подвижные игры 1 класс на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО
начальных классов

руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________

Бибиков В.В..
Приказ
№74
от
Мусаева Л.И. ________________________
«29» августа 2024 г.
Протокол №1
Соколова Н.Ф.
от «28» августа 2024 г.
Протокол №1
от
«29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6278825)
"Подвижные игры"
для обучающихся 1 классов

х. Наумовский 2024

Пояснительная записка

Программа по курсу внеурочной деятельности «Подвижные игры» 1-4
класс разработана в соответствии с:
– Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
– Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса (приказ Минобрнауки России от
04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений»);
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»);
– На основе примерной программы внеурочного курса.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
по
спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться
как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и
неотъемлемой частью всего воспитательно- образовательного процесса в
школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей.
Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на
все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре
неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать
приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее
благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные
сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и
те же движения, не замечая усталости.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об
окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая
разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках
животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о
современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития
речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался

образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,
смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую
выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных
игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных
играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и
любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками.
Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и
составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ»
Программа «Подвижные игры» имеет спортивно-оздоровительную
направленность. Данная программа служит для организации внеурочной
деятельности младших школьников.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В
играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,
выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и
физического воспитания детей. У них формируются устойчивое,
заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,
создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических
чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и
основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные
игры способствуют совершенствованию двигательной координации,
мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы,
подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все
подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая
ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных
эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и
доступны детям.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до
того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное
влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,
мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Благодаря

этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в
разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные
и мелкие мышцы тела.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после
напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет
основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья.
Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме
очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно
для самих себя овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность
целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами
игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка
создают необходимые предпосылки для последующей спортивной
деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки
повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность,
мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач,
выполнением определённых обязанностей, преодолением разного рода
трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли,
воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели,
веру в свои силы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Цель программы- Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни
как к одному из главных путей в достижении успеха.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по
спортивнооздоровительному
направлению
«Подвижные
игры»
соответствуют целям и задачам основной образовательной программы,
реализуемой в МБОУ Наумовской ООШ.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых
установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями
и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования

решаются следующие задачи:

> становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
> формирование основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном
процессе;
> духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
>
укрепление физического и духовного здоровья
обучающихся.
Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки,
обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические
скамейки, стенки, маты. Методическое обеспечение программы: игры,
эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи,
кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами,
народные приметы, ребусы.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
• словесные: рассказ, объяснение нового материала;
• наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
• практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на
школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
по
спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю:1класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
На реализацию курса внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю,
программа рассчитана на 135 часов. Срок реализации программы: 4 года
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
1 класс (33 часа)
Игры с бегом. (6ч)

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.

Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
• Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и
пчёлы». Игра «У медведя во бору».

• Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй

лишний». Игра «Краски».
• Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси –
лебеди».
• Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы,
лисы».
• Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки,
жёлуди, орехи».
Игры с мячом. (6 часов)

Теория. История возникновения игр с мячом.
Практические занятия:
• Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс

ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».
• Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча
«Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».
• Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».
• Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».
Игра с прыжками. (4 часа)

Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами
дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».
• Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра
«Удочка».Игра «Лягушата и цапля».
• Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
• Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Игры малой подвижности. (5 часов)

Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.
Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного
корсета.
Практические занятия:
• Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный,

зелёный». Игра «Альпинисты».
• Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд».
• Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра
«Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки».
• Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
Зимние забавы. (3 часа)

Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при
обморожении.
Практические занятия:
• Игра «Скатывание шаров».

• Игра «Гонки снежных комов».
• Игра «Клуб ледяных инженеров».

• Игра «Мяч из круга».
• Игра «Гонка с шайбами».
• Игра «Черепахи».
Эстафеты. (4 часа)

Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского
травматизма.
Практические занятия:
• Беговая эстафеты.
• Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)
• Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
Народные игры. (5 часов)

Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в
жизни людей. Практические занятия:
•
•
•
•

Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба»
Разучивание народных игр. Игра «Чижик»
Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота»
Разучивание народных игр. Игра "Чехарда".
2 класс (34 часа)

Игры с бегом (6 часов)

Теория. Правила безопасного поведения при проведении
игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.

Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи»
• Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и
ночь».
• Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов номеров»
Игра «Пустое место».
Упражнения с предметами. Ирга «Невод». Игра «Колесо»
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьипопрыгунчики».
Игры с прыжками (4часа)

Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками.
Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в
прыжках со скакалкой
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра «Воробушки».
• Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка». Игра «Кто

выше»

• Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины с

мячом».
• Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра

«Прыжки с поворотом»

Игры с мячом (6часов)

Теория. Правила безопасного поведения при играх с мячом.
Практические занятия:
• Совершенствование координации движений. Игра «Передал – садись».

Игра «Свечи».
• Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание мяча
Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч»
• Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд».
• Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре.
Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч».
Игры малой подвижности (4 часа)

Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой
подвижности.
Практические занятия:
• Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка».

Игра «Карлики и великаны».
• Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра
«Ручеек».
• Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра
«Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки».
• Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». Игра «
Лабиринт». Игра «Что изменилось?»
Зимние забавы (4 часа)

Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного
поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике
безопасности.
Практические занятия:
•
•
•
•
•

Игра «Лепим снежную бабу».
Игра «Лепим сказочных героев».
Игра «Санные поезда».
Игра «На одной лыже».
Игра «Езда на перекладных»

Эстафеты (5 часов)

Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
Способы деления на команды. Считалки
Практические занятия:
•
•
•
•
•

Веселые старты
Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».
Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».
Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».
Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».

Народные игры (5 часов)

Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и
организаторы игр.

Игровая терминология.
Практические занятия:
•
•
•
•

Разучивание народных игр. Игра «Бегунок»
Разучивание народных игр. Игра «Верёвочка»
Разучивание народных игр. Игра «Котел»
Разучивание народных игр. Игра "Дедушка - сапожник".

3 класс (34 часа)
Игры с бегом (5 часов)

Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и
животных.
Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра

«Челнок».
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и пташки»
• Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра
«Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»
• Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые
пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит двоих»
Игры с мячом (5 часов)

Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание
считалок.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи
ставить»
• Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»
Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».
• Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра
«Защищай город».
• Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель».
Игра «Русская лапта»
Игры с прыжками (5 часов)

Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками.
Для чего человеку важно уметь прыгать.
Виды прыжков. Разучивание считалок.
Практические занятия:
•
•
•
•

Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».
Комплекс ОРУ. Игра «Переселение лягушек». Игра «Лошадки».
Комплекс ОРУ. Игра «Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».
Комплекс ОРУ. Игра «Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».

Игры малой подвижности (6 часов)

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на
внимательность.

Практические занятия
• Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное

движение». Игра «Перемена мест».
• Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.
Игры «Колечко». Игра «Море волнуется». Игра «Кривой петух»
• Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».
• Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»
Зимние забавы (3 часа)

Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед.
Загадки и пословицы о зиме. Беседа о закаливании.
Практические занятия:
•
•
•
•

Игра «Строим крепость».
Игра «Взятие снежного городка».
Игра «Лепим снеговика».
Игра «Меткой стрелок».

Эстафеты (6 часов)

Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на
группы.
Практические занятия:
• Эстафеты «Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты»,

«Скакалка под ногами», «Тачка».
• Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров»,
«Дорожки», «Шарик в ложке».
• Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя», «Нитки
наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».
Народные игры (4 часа)

Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и
проведение игр на праздниках.
Практические занятия:
•
•
•
•

Разучивание народных игр. Игра "Горелки".
Разучивание народных игр. Игра «Гуси - лебеди»
Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы»
Разучивание народных игр. Игра "Мишени".
4 класс (34 часа)

Игры с бегом (5 часов)

Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на
команды.
Повторение считалок.
Практические занятия:

• Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».
• Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие

ребята».

• Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси и

щуки».

Игры с мячом (5 часов)

Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения
подвижных игр.
Инструктаж по ТБ.Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в
шеренгах.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч
среднему».
• Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра
«Охотники».
• Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил»
Игра «Защищай ворота».
• Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч».
Игра «Мяч в центре».
Игры с прыжками (5 часов)

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.
Практические занятия:
•
•
•
•

Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».
Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».Игра «белые медведи».
Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».
Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».

Игра малой подвижности (6 часов)

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.
Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.
Практические занятия:
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что
изменилось?».
Игра «Найди предмет».
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто
это?». Игра «Точный телеграф».
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели». Игра
«Кто точнее».
• Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра
«Садовник».
Зимние забавы (3 часа)

Теория. Правила безопасного поведения
при катании на лыжах, санках.
Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в
движении и торможение.
Практические занятия:
• Игра «Снежком по мячу».

• Игра «Пустое место».
• Игра «Кто дальше» (на лыжах).
• Игра «Быстрый лыжник».

Эстафеты (5 часов)

Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж
по ТБ. Способы деления на команды. Повторение считалок.
Практические занятия:
• Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного

мяча, «Кто первый?», эстафета парами.
• Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом
вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».
• Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи)
Народные игры (5 часов)

Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные
праздники.
Классификация народных игр.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".
Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина".
Разучивание народных игр. Игра "Коршун".
Разучивание народных игр. Игра "Бабки".
Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки,
•
•
•
•

обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические
скамейки, стенки, маты. Методическое обеспечение программы: игры,
эстафеты, весёлые старты, рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи,
кроссворды, экскурсии, пословицы, поговорки, встречи со специалистами,
народные приметы, ребусы.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
• словесные: рассказ, объяснение нового материала;
• наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
• практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на
школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно- оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих умений:
•
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
•
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его
причин;
•
способность к самооценке на основе критерия успешной

деятельности;
•
активно включаться в общение и взаимодействие со

сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
•
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
•
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
готовности принять на себя ответственность;
•
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладанияи умения
мобилизовать свои личностные и физические ресурсы
стрессоустойчивости;
•
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:

умения планировать, регулировать, контролировать и
оценивать свои действия;
•
планирование общей цели и пути её достижения;
•
распределение функций и ролей в совместной
деятельности;
•
конструктивное разрешение конфликтов;
•
осуществление взаимного контроля;
•
оценка собственного поведения и поведения партнёра и
внесение необходимых коррективов;
•
принимать и сохранять учебную задачу;
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
•
учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
•

2. Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную
информацию по содержанию курса, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт;
•
перерабатывать полученную информацию, делать
выводы;
•

преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
•
устанавливать причинно-следственные связи.
•

3. Коммуникативные УУД:

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);
•
адекватно использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач;
•
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им;
•
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной
деятельности: Первостепенным результатом реализации программы
внеурочной деятельности является физическая
подготовленность и степень совершенства двигательных
умений,
высокий уровень
развития
жизненных сил,
•

нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие
•
двигательная подготовленность как важный компонент
здоровья учащихся;
•
развитие физических способностей;
•
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
•
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
•
организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры;
•

Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
•

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в

процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны
знать:
•
основы истории развития подвижных игр в России;
•
педагогические, физиологические и психологические основы
обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
•
возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;
•
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных
свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической
подготовленности;
•
правила личной гигиены, профилактика травматизма и
оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную
деятельность;
•
значение физических упражнений для сохранения и
укрепления здоровья;
Должны уметь:
•

адекватно оценивать своё поведение в жизненных

ситуациях;
•
отвечать за свои поступки;
•

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации

выбора;
•
технически правильно осуществлять двигательные действия,
использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
•
проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
•
разрабатывать индивидуальный двигательный режим,
подбирать и планировать физические упражнения;
•
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
•
соблюдать
правила
безопасности
и
профилактики
травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую
помощь при травмах и несчастных случаях;
•
пользоваться современным спортивным инвентарем и
оборудованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
П/П

Наименовани Тема занятия
е раздела

1

Игры с бегом ТБ. Игра «Фигуры».
6 часов
Игра «Волки, зайцы,

2

Кол-во Электронные
часов (цифровые)
образовательны
е ресурсы
1
Физкульт.Ура
https://www.fizkul
1
t1
ura.ru/mobile_gam
e

4

Комплекс ОРУ в
движении «Мишка на
прогулке». Игра «У
Игра «Второй лишний». 1

5

Игра ««Фигуры».

1

6

Игра «Шишки, жёлуди,
орехи».

1

3

Игры с мячом Игра «Мяч по полу».
Перекаты мяча.
8
6 часов
Комплекс ОРУ с мячом
Игра «Метко в цель».
9
Игра «Бегуны и
Игра «Передача мяча в
10
колоннах». Игра «Гонка
мячей».
11
Игра «Мяч соседу».
7

12
13
14

1
1
1
1
1

Игра «Подвижная цель». 1
Игра «Прыгающие
Игры с
прыжками воробышки».
Игра «Удочка».Игра
4 часа
«Лягушата и цапля».

1
1

15

Игра «Зеркало».

1

16

Игра «Выше ножки от
земли».

1

Игры малой
подвижности Игра «Альпинисты».
Игра «Красный,
18
5 часов
зелёный».
17

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

1
1

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam

Игра «Копна – тропинка 1
– кочки».

19
20
21
22
23
24
25

Игра «Построение в
1
шеренгу».
Игра «Кто быстрее
1
встанет в круг».
Игра «Гонки снежных
Зимние
1
забавы 3 часа комов».
Игра «Мяч из круга».
1
Игра «Гонка с шайбами». 1
Эстафеты
4 часа

Знакомство с правилами 1
проведения эстафет.
Беговая эстафеты.
Эстафета с предметами
(мячами, обручами,
скакалками)
Эстафеты на развитие
статистического и
динамического

1

Игра "Чехарда".
Русские
народные Игра «Золотые ворота»
30
игры 5 часов
31
Игра «Чижик»

1

32

Игра «Золотые ворота»

1

33

Игра "Чехарда".

1

26
27

28

29

1

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e
Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

1

1
1

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

2 класс
№
П/П

Наименовани Тема занятия
е раздела

1 Игра с бегом ТБ. Игра «Вороны и
воробьи»
6 часов

Кол-во Электронные
часов (цифровые)
образовательны
е ресурсы
Физкульт.Ура
1
https://www.fizkul
t1
ura.ru/mobile_gam
e
1

2

Игра «Совушка».

3

Игра «День и ночь».

4

Игра «Вызов номеров»

1

5

Игра «Два мороза».

1

6
7
8

Игра «Воробушки».
Игра «Салки на одной
Игры с
прыжками 4 ноге
Игра «Кто выше»
часа

1
1
1

9

Игра «Пингвины с

10

Игра «Поймай лягушку». 1

1

11

Игры с
мячом

Игра «Свечи».

12

6 часов

Игра «Передал – садись». 1

1

13

Игра «Охотники и утки». 1

14

Игра «Рак пятится назад». 1

15

Игра «Кто самый
меткий».

1

16

Игра «Не упусти мяч»

1

17 Игры малой Игра «Карлики и
подвижности великаны».
18
19

4 часа

1

Игра «Кошка и мышка».

1

Игра «Чемпионы
скакалки».

1

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e
Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Гимнастические
1
построения, размыкания,
фигурная маршировка.
Игра «Построение в
шеренгу». Игра «На новое
место». Игра «Лабиринт».

20

21

Зимние
забавы

Игра «Лепим сказочных
героев».

1

22

4 часа

Игра «Лепим снежную
бабу».

1

23

Игра «Санные поезда».

1

24

Игра «Езда на
перекладных»

1

25
26

Эстафеты
5 часов

Эстафеты «Бег
сороконожек».
Эстафеты «Бег по
кочкам»,

1
1

27

Эстафеты «Рак пятится 1
назад», «Скорый поезд».

28

Эстафеты «Чемпионы
скакалки», «Вьюны».

1

29

Эстафеты «Стрекозы»,
«На новое место».

1

Русские
Игра «Чехорда»
народные
31 игры 5 часов Игра «Бегунок»

30

1
1

32

Игра «Верёвочка»

1

33

Игра «Котел»

1

Игра "Дедушка сапожник".

1

34

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

3 класс
№
Наименовани Тема занятия
П/П
е раздела
1. Игры с бегом ТБ. Игра «Челнок».
5 часов

Кол-во Электронные
часов (цифровые)
образовательны
е ресурсы
1

Игра «Змейка».

1

3.

Игра «Филин и пташки»

1

4.

Игра «Круговые
пятнашки»
Игра «Много троих,
хватит двоих»

2.

5.

1
1

6.

Игры с
мячом

Игра «Свечи ставить»

1

7.

5 часов

Игра «Мячик кверху».

1

8.

Игра «Летучий мяч».

1

9.

Игра «Защищай город».

1

10

Игра «Попади в цель».

1

.

Игра «Дедушка – рожок». 1
Игры с
прыжками 5
часов
Игра «Воробушки и кот». 1
12

11
.
.

13

Игра «Переселение
лягушек».

14

Игра «Борьба за прыжки». 1

15

Игра «Кто первый?».

.
.

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

1

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

1

.
16
.

Игры малой Игра «Перемена мест».

1

Физкульт.Ура

.
.

17 подвижности Игра «Запрещенное
1
движение».
6 часов
Игра « Море волнуется». 1
18
19

Игра «Колечко».

1

20

Игра «Краски».

1

21

Игра «Перемена мест»

1

.
.
.
22
.

Игра «Строим крепость». 1
Зимние
забавы 3 часа

23

Игра «Меткий стрелок».

24

Игра «Лепим снеговика». 1

.
.
25
.
26

Эстафеты
6 часов

.
27
.
28
.
29
.

Эстафеты «Передал –
садись»
Игра «Скакалка под
ногами».
Эстафета «Вызов
номеров».
Эстафета «Челночный
бег», «По цепочке».
Эстафета «Ведерко с
водой», «Нитки

1
1
1

.
31

Народные
игры

1

32

4 часа

1

Игра "Горелки".

1

33

Игра «Мотальщицы»

1

34

Игра "Мишени".

1

.

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

1

Игра «Гуси - лебеди»

.

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Эстафета «Кати большой 1
мяч впереди себя».

30

.
.

1

https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
tura.ru/mobile_gam
e

4 класс
№
Наименовани Тема занятия
П/П
е раздела
1. Игры с бегом ТБ. Игра «Мешочек».
2.

5 часов

Игра «Бег командами»

3.

Игра «Городок».

4.

Игра «Ловкие ребята».

5.

Игра «Пятнашки в кругу». 1

6. Игры с мячом Игра «Мяч среднему».
5 часов

1
1

1

Игра «Мяч в центре».

1

8.

Игра «Мяч – соседу».

1

9.

Игра «Отгадай, кто
бросил.

1

10

Игра «Мяч в центре».

1

7.

.
11
.
12

Игры с
Игра «Зайцы в огороде».
прыжками

1

Игра «Туда- обратно».

1

13

Игра «белые медведи».

1

14

Игра «Карусели».

1

15

Игра «Ловушка».

1

.

5 часов

.
.
.

Кол-во Электронные
(цифровые)
часов
образовательны
е ресурсы
Физкульт.Ура
1
https://www.fizkul
t
1
-

16 Игра малой Игра «Что изменилось?». 1
.

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
t
ura.ru/mobile_ga
me

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
t
ura.ru/mobile_ga
me

Физкульт.Ура

.
.

17 подвижности Игра «Кто дальше
1
бросит?».
6 часов
18
Игра «Точный телеграф». 1
19

Игра «Наблюдатели».

20

Игра «Ориентирование без 1
карты».

21

Игра «Пустое место».

.
.
.
22

Зимние
забавы

23

3 часа

.
.
24

.

Эстафета
5 часов

26
.

27
.
28
.

29
.
30

1

Народные
игры

«Кто первый?», эстафета
парами.
Эстафеты «Ходьба по
начерченной линии», с
доставанием подвижного
мяча.
Эстафета с лазанием и
перелезанием,
Эстафета линейная с
прыжками, с бегом вокруг
гимнастической скамейки,
«веревочка под ногами».
Эстафета с предметами
(скакалки, мячи, обручи)

1
1

1

Игра "Салки".

1

32

Игра "Малечина колечина".

1

33

Игра "Коршун".

1

.
.

5 часов

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
t
ura.ru/mobile_ga
me
Физкульт.Ура
https://www.fizkul
t
ura.ru/mobile_ga
me

1

1

31

me

1

Игра «Салки с домом»

.

.

Игра «Снежком по мячу». 1
Игра «Кто дальше»

ura.ru/mobile_ga

1

Игра «Быстрый лыжник». 1

.
25

1

https://www.fizkul
t

Физкульт.Ура
https://www.fizkul
t
ura.ru/mobile_ga
me

34
.

Игра "Бабки".

1

Список литературы:
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
2. Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.:
Просвещение, 1989г.
3. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд.
«Первое сентября», 2005 г.
4. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические
рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2
издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
5. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка
работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки»
Волгоград. Учитель, 2008 г
6. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней
школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
7. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
2006 г
8. Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские
традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и
гуманитарного образования «Визит», 1999 г
1.

Приложение

Игры и их классификация
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные
игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками,
плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои
лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку,
самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с
удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо
развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании
игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и
др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной
физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически
развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в
лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего
выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от
условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от
кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки,
в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и
инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки,
в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную
инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,
установленной правилами игры, которая складывается на основе русских
национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные
ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Применение русских народных игр в учебном процессе младших
школьников требует их специального отбора для решения разных
педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр,
сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение
к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная
борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой,
средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с
бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в

подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие,
командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак
использован в рекомендованной нами программе по физической культуре
для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без
предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры,
преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости,
ловкости, быстроты, гибкости).
8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной,
заключительной частей урока).
Основная функция этого компонента - воспитание национального
самосознания.
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны
для освоения младшими школьниками, так как соответствуют
психологическим особенностям детей этого возраста: обладают
эмоциональной насыщенностью и способны активизировать
интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Подвижные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре
раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к
природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее,
прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к
окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гусилебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" ,
"Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во
бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки".
"Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица",
"Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты. С историческим
наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие
повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные
игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря",
"Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка".
"Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления",
"Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми
сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого
компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и
находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся

игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок- бегунок", "Двенадцать
палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы",
"Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок",
"Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при
изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать
сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских
богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным
киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в
различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой
петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы",
"Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание
прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок",
"Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.
Описание игр и эстафет.

«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена
линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При
большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В
дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения.
Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на
половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед,
приставными шагами, боком.
«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются
в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку.
Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой
колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих
команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и
возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра
продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда,
набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить
игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными
шагами или поставить на пути препятствия.
«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий
бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до
которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее
водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и
становится водящим.
«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в
колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят
кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо

бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место.
Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2
очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее
количество очков.
«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две
шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м.
Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную
команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а
команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки
становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но
число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая
больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг
к другу и т. д.
«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды,
выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м
против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По
сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут
обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами,
расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются
обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.
«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и
выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые
располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше).
Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим
впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога
игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают
впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды.
То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда
последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок
начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу
флажков раньше.
«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два
круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают
двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму
сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга
стараются их поймать.
«Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными
глазами стоит в центре.
Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к
водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо
животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший
займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если
водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только
тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается
проигравшим.
«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на
середине "щука". Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на
другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять)
берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть
(под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных
"карасей" будет восемь- девять, они образуют корзины - круги, через которые
нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают,
взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной
и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие
образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают
непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль
новой "щуки". Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси"
обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют
права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку",
если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в
корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и
выбирается новая "щука".
«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне
очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый
медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей
площадке.
Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат".
Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого.
После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают
ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув когонибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный
очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь"
подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое
пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до
тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный
становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары,
пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за
одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два
города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В
середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и
"Мороз Синий Нос" По сигналу руководителя они обращаются к играющим
со словами: Мы -два брата молодые, Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос, Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот,
кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том
месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь
играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так
много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за
линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого
остальные играющие должны коснуться их рукой.
«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину
круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один
волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу,
стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу,
подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся
попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий
становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не
считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам
водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше
коленей. Первый водящий не считается проигравшим.
«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5
м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный
щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания
и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют
остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает
команда, набравшая больше очков.

«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды
выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых
игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой
прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед,
садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки,
начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они
поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.
«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга
водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги).
Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок.
Попавший игрок становится водящим. «Мяч соседу». Играющие стоят в
кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух
противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу
играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы
один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча.
Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали
мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или
в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру
проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая
передачу.
«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними
на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны
передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым
игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно
и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым
игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот
поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это
раньше, побеждает.
«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5
м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара,
быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.
«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах.
Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второйпервый. Первые номера - одна команда, вторые другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки
берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему
напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его
по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д.
Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая
противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и
передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра

заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои
места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга
два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие
пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим
становится игрок, делавший последнюю передачу.
«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два
круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По
сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают
его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его
вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр
становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок,
получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и
только после этого передать мяч обратно.
«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют
круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки»
произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники,
перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная
мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает
затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда,
которая быстрее осалила всех уток.
«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга.
Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются
на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая.
Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает
передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам.
Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает
команда, закончившая передачу первой.
«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом
друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу
передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах,
получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают
передавать мяч своим
соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на
своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше,
побеждает.
«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и
выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые
располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух
игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную
группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда,

быстрее закончившая передачу.
В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в
противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать
мяч одной рукой, с
отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после
остановки перед игроком, стоящим напротив. «Эстафета с ведением
мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг
другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до
противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются,
бросают мяч двумя
руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от
колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди
очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда,
закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения
расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой
половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее
проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и
расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на
своей половине
площадки между средней линией и линией города. Каждой команде
дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи,
стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи,
которые бросает
команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин.
Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой
город для
защиты булав запрещается. «Перестрелка». Играют две команды на
площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию.
Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии
«плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей
половине поля от средней линии до линии плена. Педагог
подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из
них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок
бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию
плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех
пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого
он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с
воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться
сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко.

Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех
игроков противника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».