1.4 ИИП представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 1.5 ИИП выполняется обучающимся в течение одного учебного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. 2. Цель и задачи итогового индивидуального проекта 2.1 Цель: продемонстрировать достижения обучающихся в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую, иную). 2.2 Задачи: укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившуюся в школе систему проектной деятельности; расширять области тематического исследования в проектной деятельности; укреплять престиж участия в проектной деятельности, воспитывать сознательное, ответственное отношение к занятиям в проектно-образовательной сфере; обучать планированию собственной деятельности; формировать навык сбора и обработки информации, материалов, в том числе в сети Интернет; развивать умение анализировать; формировать и развивать умения составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над индивидуальным итоговым проектом; формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную позицию; формировать систему межпредметной интеграции и целостной картины мира. 3. Проект как форма итоговой аттестации обучающихся 3.1 Индивидуальный итоговый проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося. 3.2 Тема индивидуального итогового проекта должна быть интересна для обучающегося и совпадать с зоной его ближайшего развития. 3.3 Индивидуальный итоговый проект может включать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым для её дальнейшего изучения. 3.4 Индивидуальный итоговый проект должен иметь практическую направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 3.5 Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимся в ходе освоения образовательных программ по учебным предметам. 4. Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом 4.1 Общее руководство проектной деятельностью осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4.2 Кураторами проектной деятельности обучающихся являются учителяпредметники, преподающий в данном классе. Куратор отвечает за содержание и продукт проектной работы по теме, выбранной обучающимся. 4.3 Инициатором в выборе куратора проекта является обучающийся. 4.4 Куратор проекта назначается приказом директора. 4.5 Основными функциями куратора проекта являются: определение темы и составление плана работы по индивидуальному проекту совместно с обучающимся; консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения всех этапов индивидуального итогового проекта; консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения всех этапов индивидуального итогового проекта; оказание помощи обучающемуся в подборе и анализе необходимой информации, созданию продукта проекта; мотивирование обучающегося на качественное выполнение работ по индивидуальному проекту. 4.6 Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет проходить работа над индивидуальным итоговым проектом. 4.7 Обучающиеся вместе с куратором выбирают тему, определяют результат (продукт) работы и её жанровые особенности, планируют деятельность. 4.8. Сроки защиты индивидуальных итоговых проектов утверждаются приказом директора. 4.9. К защите представляются Папка ИИП (первичные материалы, графики, таблицы) Паспорт ИИП Презентация Текст (план) публичного выступления Проектный продукт (реальное изделие, фото/видеоотчет). 5. Требования к содержанию и направленности индивидуальных итоговых проектов 5.1. Индивидуальный итоговый проект может быть по содержанию: монопредметный - относящийся к определённым областям знаний; метапредметный - относящийся к определённой области деятельности; 5.2 Виды проектов: Информационные проекты Назначение: проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной предметной / межпредметной или предпрофессиональной тематике. Проектные продукты: дайджесты, публикации, электронные и бумажные справочники, электронные страницы на сайте образовательной организации, экскурсии (в том числе интерактивные). Примеры проектов: «Булгаковские» улицы в городах; способы расчёта площадей фигур. Игровые проекты Назначение: направлены на создание, конструирование или модернизацию игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. Проектные продукты: настольная или электронная игра, программное обеспечение, компьютерная анимация, конструкторы. Примеры проектов: развитие жизни на Земле (настольная игра); вооружение древних воинов (конструктор) Ролевые проекты Назначение: реконструкция или проживания определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими новыми ситуациями. Проектные продукты: модель системы школьного самоуправления, сценарий сюжетно-ролевой игры. Примеры проектов: школьный парламент; школьная газета («Школьный вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан», «Школьные времена» и т.п.). Прикладные проекты Назначение: проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Проектные продукты: учебное пособие, чертеж, модель, макет. Примеры проектов: учебное пособие «Виды кристаллов в природе»; макет школьной метеостанции. Социальные проекты Назначение: проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения и предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально значимой тематике. Проектные продукты: акции, сценарии волонтерских (благотворительных мероприятий). Примеры проектов: общешкольное мероприятие «Нет наркотикам!»; организация волонтёрской помощи ветеранам войны Учебно-исследовательские проекты Назначение: определение, изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением в рамках одного или нескольких учебных предметов. Проектные продукты: учебно-исследовательская работа, аналитический отчет о проведенном исследовании. Примеры проектов: исследование магнитных свойств вещества; связь мифов Евразии, Востока и Америки с физическими представлениями о происхождении мира Творческие проекты Назначение: проект, направленный на создание какого-то творческого продукта и предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Проектные продукты: спектакль, игра, сказка, праздник (продукты представляются со сценариями), изделия декоративного или декоративноприкладного искусства, видеоролик, выставка. Примеры проектов: инсценировка спектакля; художественная выставка. Инженерные проекты Назначение: создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Примеры проектов: реконструкция метательных машин Леонардо да Винчи. 5.3 Темы индивидуальных проектов разрабатывает образовательное учреждение. В ходе освоения ООП ООО обучающиеся выбирают тему проекта из числа предложенных, причем обучающийся может предложить свою тематику проекта в соответствии с индивидуальными интересами. 5.4 Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ с учетом особенностей образовательного учреждения: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенном учебном исследовании, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет и др.; г) программные продукты, мультимедийные продукты, видеоролики, видеофильмы, веб-сайт; д) кейс решений, социальная акция и др.; е) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут в т.ч. мультимедийные продукты и другие. 5.5 Продукт проектной деятельности должен обладать определенными потребительскими качествами и позволять решить личностную или социально значимую проблему. Продукт проектной деятельности должен иметь практическое применение, быть востребован в жизни. 5.6 Этапы работы над индивидуальным итоговым проектом: В процессе подготовки индивидуального итогового проекта можно выделить три главных этапа: -подготовительный - основной - презентационный (заключительный) Подготовительный этап выбор темы выбор куратора проекта разработка плана реализации проекта описание ожидаемых результатов Основной этап поиск и анализ необходимой литературы апробация метода исследования согласование с куратором рабочих материалов проведение исследования оформление работы Заключительный этап редактирование и оформление текстовой части подготовка презентации проекта подготовка выступления защита проекта 5.7 Представление индивидуальных итоговых проектов может быть проведено в форме: компьютерной презентации с описанием продукта, демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО), web-сайта или страницы, сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника, творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.; схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума, реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д. 6.Требования к оформлению индивидуального итогового проекта 6.1 Проект оценивается по следующим критериям: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в. умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 6.2 Индивидуальный итоговый проект должен содержать: паспорт проекта - распечатанная проектная работа объёмом не менее 6 машинописных страниц (формат А-4, шрифт New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое –1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в которой выделены: титульный лист, где указаны: - полное наименование Образовательного учреждения, - название проекта, автор и руководитель проекта, консультант; год его выполнения; Паспорт проекта, в котором указаны: - цель и задачи проекта, идея проекта; - краткое описание хода его выполнения и полученных результатов; - соответствие результата деятельности планируемым результатам; - список литературы и материально-технических ресурсов 6.3. Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок. 6.4. Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа) нумеруются. 6.5. Ссылки оформляются в соответствии с образцом. 6.6. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится. 6.7. Печатный материал дублируется на электронном носителе. 6.8. Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работ организует оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса. 7. Сроки и этапы выполнения индивидуального итогового проекта 7.1. Сроки подготовки и защиты индивидуального итогового проекта определяются регламентом: 7.2. Регламент работы над проектом: № 1 Этап Срок Подготовительный Сентябрь 2 Основной Октябрь, январь Содержание работы Выбор темы, выбор куратора проекта, разработка плана реализации проекта, описание ожидаемых результатов. Поиск и анализ необходимой Представление результатов План работы над проектом, описание ожидаемого результата. Оформленный паспорт проекта, 3 Заключительный 8-9 кл. Февраль Апрель литературы, апробация метода исследования, согласование с куратором рабочих материалов, проведение исследования, оформление работы. Редактирование и оформление текстовой части, подготовка презентации проекта, подготовка выступления материалы работы над проектом. Защита проекта 8. Подведение итогов работы над индивидуальным итоговым проектом 8.1. Для защиты ИИП в Образовательном учреждении создаётся экспертная комиссия. 8.2. Состав комиссии утверждается приказом директора. 8.3. ИИП может быть представлен в рамках школьного, районного или городского конкурса проектных и исследовательских работ или на итоговой защите. 9. Требования к защите индивидуального итогового проекта 9.1. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся. 9.2. Учащиеся защищают свой проект согласно утверждённому директором расписанию. 9.3. Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 5 минут, количество слайдов в презентации – не более 10. 9.4. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли). 9.5. Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать: обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности; цели и задачи проекта и степень их выполнения; обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы; описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности; также учитывается: эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ, оформление проекта. 10.Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов 10.1. Индивидуальный итоговый проект оценивается по критериям: № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Критерии оценивания Обоснование актуальности темы проекта Полнота раскрытия темы Творческий подход к работе Использование источников Выбор способов и методов реализации проекта (исследования) Качество проведенного проекта (исследования) Практическая направленность и социальная значимость результатов проекта ( исследования) Качество представления проекта Качество оформления работы Продукт проекта (исследования) Итоговая оценка по 20-балльной шкале: Итоговая оценка по 5-балльной шкале: Баллы (от 0 до 2) Баллы: 0 – ниже среднего уровня 1 – средний уровень 2– выше среднего уровня Итоговая оценка: «5» (отлично) - высокий уровень - 18-20 баллов «4» (хорошо) –повышенный уровень - 15-17 баллов «3» (удовлетворительно) - базовый уровень -10-14 баллов «2» (неудовлетворительно) – менее 10 баллов 11.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных норм 11.1. Руководитель индивидуального итогового проекта обучающегося работы обязан: Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением ИИП; Оказывать консультационную поддержку обучающемуся; Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите индивидуального итогового проекта; Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе. 11.2.Обучающийся обязан: соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта; соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите; представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для проверки за 2 недели до его защиты. 11.3. В случае невыполнения требований настоящего Положения обучающийся считается не достигшим метапредметных планируемых результатов освоения ООП ООО согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. 12.Порядок вступления в силу локального акта 12.1.Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим советом Образовательного учреждения и утверждается приказом директора Образовательного учреждения. 12.2. Положение публикуется на сайте Образовательного учреждения.