МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области РОО Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 -6 класса основного общего образования на 2024 -2025 учебный год х. Наумовский 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. В программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся . Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5-6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 68 часов. В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ Наумовской ООШ рабочая программа по данному предмету рассчитана на 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема2.КультураРоссии:многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема3.История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема6.Праваиобязанностичеловека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема7 .Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государство образующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема11.Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема12.Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно –нравственных ценностей. Тема13 .Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание(практическое занятие). Автобиографияиавтопортрет:ктояичтоялюблю.Какустроенамояжизнь.Выполнениепроекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема15.Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема16 .Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема17.Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема18 .Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема19 .Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема21.Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема22 .Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки .Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема25.Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема26.Патриотизм. Патриотизм. Толерантность .Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема27.ЗащитаРодины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины .Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги .Честь. Доблесть. Тема28.Государство.Россия—наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3. Язык и история — Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; — иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; — понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; — обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей — Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; — знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; — понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; — иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура — Иметь представление об артефактах культуры; — иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; — понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; — понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; — осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; — знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование — Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; — иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; — понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; — приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей — Знать и понимать смысл термина «семья»; — иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; — осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; — уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; — понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; — понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи — Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; — осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; — понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; — обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России — Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; — знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; — уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; — осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России — Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; — уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; — знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; — понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи — Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; — понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; — осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; — характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие) — Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; — выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; — обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура — Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; — понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; — знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность — Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; — иметь представление о значении и функциях изучения истории; — осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры — Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; — рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; — обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа — Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие — Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; — называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; — уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25. Праздники в культуре народов России — Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; — устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; — различать основные типы праздников; — уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; — анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; — понимать основной смысл семейных праздников: — определять нравственный смысл праздников народов России; — осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России — Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; — понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; — осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; — осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России; — устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; — иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России — Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; — обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; — знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России — Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; — уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; — обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; — находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; — знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России — Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; — оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом — Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие) — Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; — понимать, что такое культурная карта народов России; — описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России — Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. 6 класс Тематический блок 1.«Культура как социальность» Тема1.Мир культуры: его структура - Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов - Характеризовать административно-территориальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; - объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; - демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; - характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры - Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; - понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; - находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный - Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; - осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; - демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; - осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества . Тема 5 . Образование в культуре народов России - Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; - понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; - понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; - обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; - характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека . Тема 6 . Права и обязанности человека - Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: - характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; - понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; - понимать необходимость соблюдения прав человека; - понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; - приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие - Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; - характеризовать основные культурообразующие конфессии; - знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; - понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры; - понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; - называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека - Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; - осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; - понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,«ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России - Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; - знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми . Тема 11 . Религия как источник нравственности - Характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; - уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке - Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; - определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; - характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; - осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры - Характеризовать многосторонность понятия «этика»; - понимать особенности этики как науки; - объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; - обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности . Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) - Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; - уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; - доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком - Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; - объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние - Характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; - обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания - Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; - приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; - обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений - Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; - анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; - уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России - Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; - находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России; знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; - находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества - Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; - иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; - осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; - приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг - Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; - доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовнонравственного развития личности самого мецената; - характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; - приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества - Характеризовать понятие «наука»; - уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; - называть имена выдающихся учёных России; - обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; - характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; - обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) - Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; - обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин - Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; - понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм - Характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; - различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; - уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? - Характеризовать понятия «война» и «мир»; - доказывать важность сохранения мира и согласия; - обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений . Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина - Характеризовать понятие «государство»; - уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; - характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; - характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) - Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; - обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) - Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; - находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) - Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; - приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; - формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи . Тема 32 . Человек и культура (проект) - Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; - уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; - показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс Количество часов Наименование разделов и тем программы всего конт роль ные рабо ты прак тиче ские рабо ты Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тематический блок 1.«Россия – наш общий дом»» - 10 часов 1.1. Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.2. Наш дом — Россия 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.3. Язык и история 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.4. Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.5. Истоки родной культуры 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.6. Материальная культура 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.7. Духовная культура 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.8. Культура и религия 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.9. Культура и образование 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1.10 . Многообразие культур России (практическое занятие) 1 0 1 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 2«Семья и духовно-нравственные ценности» -7 часов 2.1. Семья — хранитель духовных 1 0 0 ценностей https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 2.2. Родина начинается с семьи 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 2.3. Традиции семейного воспитания в России 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 2.4. Образ семьи в культуре народов России 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 2.5. Труд в истории семьи 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 2.6. Семья в современном мире (практическое занятие) 2 1 1 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 3 «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 часа 3.1. Личность — общество — культура 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 3.2. Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 3.3. Личность и духовно-нравственные ценности 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 4 «Культурное единство России» - 14 часов 4.1. Историческая память как духовнонравственная ценность 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.2. Литература как язык культуры 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.3. Взаимовлияние культур 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.4. Духовно-нравственные ценности российского народа 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.5. Регионы России: культурное многообразие 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.6. Праздники в культуре народов России 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.7. Памятники в культуре народов России 1 0 1 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ 4.8. Музыкальная культура народов России 4.9. Изобразительное искусство народов России 4.10 Фольклор и литература народов России . http://www.td.gov.ru 4.11 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 0 1 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.12 . Культурная карта России (практическое занятие) 1 0 1 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 4.13 . Единство страны — залог будущего России 2 1 0 https://resh.edu.ru/spec ial-course/ http://www.td.gov.ru 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 6 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контроль ные работы практи ческие работы Тематический блок 1 «Культура как социальность» -9 часов Мир культуры: его структура 1.1. 1 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.2. Культура России: многообразие регионов 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.3. История быта как история культуры 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.4. Прогресс: технический и социальный 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.5. Образование в культуре народов России 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.6. Права и обязанности человека 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.7. Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1.8. Современный мир: самое важное (практическое занятие) 2 0 1 2.2. Взросление человека в культуре народов России 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 2.3. Религия как источник нравственности 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 2.4. Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 2.5. Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 2.6. Самопознание 2 1 1 https://resh.edu.ru/special https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 2«Человек и его отражение в культуре» - 7 часов Каким должен быть человек? 2.1. 1 0 0 https://resh.edu.ru/special Духовно- нравственный -course/ облик и идеал человека http://www.td.gov.ru (практическое занятие) -course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 3 «Человек как член общества» -10 часов 3.1. Труд делает человека человеком 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 3.2. Подвиг: как узнать героя? 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 3.3. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворители в истории .Благотворительность как нравственный долг 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 1 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru Тематический блок 4«Родина и патриотизм» - 8 часов Гражданин 4.1. 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 3.4. 3.5. 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Моя профессия (практическоезанятие) 4.2. Патриотизм 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 4.3. Защита Родины: подвиг или долг? 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 0 https://resh.edu.ru/special -course/ http://www.td.gov.ru 1 0 1 https://resh.edu.ru/special 4.4. 4.5. Государство. Россия — наша Родина Гражданская идентичность (практическое занятие) -course/ http://www.td.gov.ru 4.6. Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 1 0 4.7 Человек : какой он? (практическое занятие) 1 0 1 4.8 Человек и культура(проект) 1 0 1 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тема урока Количество часов всего к.р пр.р 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 2 Наш дом — Россия 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 3 Язык и история 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 5 Истоки родной культуры 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 6 Материальная культура 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 7 Духовная культура 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 8 Культура и религия 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 9 Культура и образование 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 12 Родина начинается с семьи 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 13 Традиции семейного воспитания в России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 14 Образ семьи в культуре народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://www.td.gov.ru 15 Труд в истории семьи 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 16 Контрольная работа.«Россия – наш общий дом» «Семья и духовнонравственные ценности» 1 17 Личность — общество — культура 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 20 Историческая память как духовнонравственная ценность 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 21 Литература как язык культуры 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 22 Взаимовлияние культур 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 23 Духовно-нравственные ценности российского народа 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 24 Регионы России: культурное многообразие 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 25 Праздники в культуре народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 26 Памятники в культуре народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 27 Музыкальная культура народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 28 Изобразительное искусство народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 29 Фольклор и литература народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 30 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 31 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 32 Культурная карта России (практическое занятие) 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 33 Единство страны — залог будущего России 1 34 Контрольная работа по теме "Культурное единство России" 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Тема урока Количество часов всего к.р пр.р Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Мир культуры: его структура 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 2 Культура России: многообразие регионов 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 3 История быта как история культуры 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 4 Прогресс: технический и социальный 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 5 Образование в культуре народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 6 Права и обязанности человека 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 7 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 9 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 10 Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 11 Взросление человека в культуре народов России 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 12 Религия как источник нравственности 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 13 Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 14 Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 15 Самопознание (практическое занятие) 1 16 Контрольная работа по теме 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 «Культура как социальность» и «Человек и его окружение в культуре» 17 Труд делает человека человеком 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 18 Подвиг: как узнать героя? 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 19 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 20 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания 1 21 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 22 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 1 24 Выдающиеся благотворители в истории .Благотворительность как нравственный долг 1 25 Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 26 Моя профессия (практическое занятие) 1 27 Гражданин 1 28 Патриотизм 1 23 29 30 Защита Родины: подвиг или долг? Государство. Россия — наша Родина https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 31 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 32 Контрольная работа по теме 1 0 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 1 https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru 1 «Человек как член общества» и «Родина и патриотизм» 33 34 Человек : какой он? (практическое занятие) Человек и культура(проект) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 6 класс. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019 2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 3.Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.- М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 5. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015. 6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2016. 7.Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2018. 8. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2017. 9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2018. 11. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 12. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебники. Мультимедийный проектор, персональный компьютер. Электронные пособия ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер , колонки, принтер, раздаточный материал