РП Здоровье и окружающая среда 8-9 класс на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области

МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской
области
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель

руководитель МС,
заместитель
директора по УВР

директор

учителей
гуманитарного
цикла

_________________
_______

_________________
_______
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «28» августа
2024 г.

________________
______

Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «29» августа
2024 г.

Бибиков В.В..
Приказ №74
от «29» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Здоровье и окружающая среда» 8 - 9 классы

(ID 6136561)

х. Наумовский 2024-2025

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Здоровье человека и окружающая среда»
строится с учетом современного состояния окружающей среды, которая может представлять
опасность для здоровья человека. Содержание курса поможет понять, почему здоровье –
физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит не только
от наследственности, но и от окружающей среды и от того образа жизни, который ведет
человек.
Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать ранее
полученные учащимися знания из различных предметов, но и побудит учащихся серьезнее
изучать организм человека, поможет организовать здоровый образ жизни, научит заботиться об
окружающей среде.
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала
проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в
последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное
состояние, что о нѐм заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой
общественности и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему
здоровыми. Состояние окружающей среды становится всѐ менее благоприятным для
существования человека, его здоровья.
В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему
поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и
здоровья человека. Ребѐнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию
возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него
мотивов здоровья.
Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере
проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.
Программа данного курса предусматривает последовательное изучение вопроса
здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное
биологическое образование. Экологический курс является важным фактором в плане
формирования « новообразования» у подрастающего поколения – ответственного к здоровью,
формированию культуры здоровья.
Цель: расширение и углубление знаний учащихся по экологии, формирование
представления о влиянии окружающей среды на организм человек.
Задачи:
1. Заинтересовать участников изучением проблем экологии.
2. Добиться понимания практического значения экологических знаний.
3. Подвести учащихся к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни.
5. Создать условия для творческой самореализации учеников.
Программа курса внеурочной деятельности «Здоровье человека и окружающая среда»,
рассчитан на обучающихся 9 классов (34 часа). Предусмотрены практические занятия, лекции,
беседы, защита творческих проектов, рефератов.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
Учащиеся должны знать:
- причины функциональных нарушений в организме человека;
- давать определения основных терминов;
- уметь устанавливать связь между организмом и окружающей средой;
- делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения
здоровья.
Педагогические:
Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно организовывать учебную деятельность;
- научиться вести диалог, выслушивать, выступать перед одноклассниками;
- обобщать, систематизировать собранный материал.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Здоровье и болезнь. Жизнедеятельность здоровья человека. Определение «здоровье». Связь
между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны.
Факторы здоровья и риск болезни в реальных ситуация. Связь между правом человека на
здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Здоровье и наследственность (6 ч.)
Место человека в системе животных. Является ли человек совершенным существом.
Носители наследственности. Наследственные болезни. Предупреждение наследственных
болезней. Основные признаки человека как одного из видов живых существ. Три группы
наследственных болезней, анализ причин их возникновения. Профилактика наследственных
болезней, проблемы дородовой диагностики наследственных болезней.
Темы рефератов:
- Адаптация
- Стресс
- Аллергия
- Наследственные заболевания
- Наследственная предрасположенность
Среда жизнедеятельности человека (13 ч.)
Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье. Природная среда –
источник инфекционных заболеваний. Эндемичные заболевания. Человек в экстремальных
условиях. Поселение как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Особенности сред
обитания, их компоненты. Влияние факторов природной среды (космических, ландшафтных,
климатических) на состояние здоровья. Характеристика природной среды своей местности.
Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний. Природная среда –
неотъемлемое условие жизни человека, способы улучшения реального природного окружения
нашей местности.
Практическая работа: «Среда жилого помещения»
Творческий проект: «Город будущего»
Темы рефератов: Профессиональные заболевания.
Окружающая среда должна быть чистой ( 7ч.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Шум и здоровье. Радиация и здоровье.
Организм, защищающийся от загрязнений. Основные источники загрязнения атмосферы,
гидросферы, почвы. Отрицательные последствия влияния на организм человека шума,
излучений, химических веществ. Механизм защиты организма от чужеродных веществ.
Практическая работа: «Изучение загрязнения бытовым мусором»
Здоровый образ жизни ( 6 ч.)
Профессия и здоровье. Семья и здоровье. Культура питания. Информация на упаковке.
Алкоголизм и наркомания – болезни химической зависимости. Табакокурение. Культура
движения. Физическая и духовная красота. Анализ и оценка образа жизни своей семьи и своего
собственного. Значимость каждого компонента здорового образа: рационального питания,
культуры движения, высоконравственного отношения к окружающим людям, обществу,

природе, полноценной семейной жизни, творческой активности. Упаковка, продуктов.
Обозначение пищевых добавок и красителей. Сроки и условия хранения продуктов питания.
Обоснование основных требований к образу жизни человека с целью сохранения и
укрепления его здоровья. Правильная организация своего образа жизни.
Практическая работа: «Меню на один день».
Практическая работа: «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания».
Семинар «Генетически модифицированные продукты: за и против»
Темы рефератов:
1. Детский алкоголизм
2. Курение подростка.
3. Пищевые добавки.
4. Критический анализ различных диет.
5. Влияние чая и кофе на здоровье человека.
6. Основные источники витаминов.
7. Влияние поваренной соли на здоровье человека.
8. Последствия избыточной массы тела для здоровья человека.
9. Вегетарианство.
10. Пищевые добавки и здоровье человека.
Заключение (1 ч.)
Профессия – врач. Медицина будущего. Заботы эколога. Этические и профессиональные основы
медицинской профессии. Основные проблемы современной медицинской науки. Важнейшие
направления деятельности эколога. Творческая работа: «Профессия и здоровье»

№

Наименование
тем курса

Всего
часов

1

Определение
1
«здоровье».
Жизнедеятельность
здорового
человека.
Место человека в
системе животных
Является ли
человек
совершенным
существом
Носители
наследственности.

1

5-6

7

2
3

4

8

9
1011

1213

14

15

16

Учебно- тематический план
В том числе
лекция
практика
семинар
Введение 1 ч.

Здоровье и наследственность
1
1
1

1

1

Наследственные
болезни.

2

1

Предупреждение
наследственных
болезней.

1

Природа
биологических
ритмов.
Погода и
самочувствие.
Природная среда –
источник
заболеваний.

1

Составление
плана.
Заполнение
анкеты – теста

1

1

Форма
контроля

6 ч.

1

Беседа.
Обсуждение.
Участие в
семинаре.
Беседа.
Обсуждение.

1

1

Беседа.
Индивидуальная
работа.
Составление
карты здоровья
и программы
оздоровления.

Среда жизнедеятельности человека 13 ч.
1
Беседа.
Обсуждение.

1

1

1

2

1

1

Неинфекционные
заболевания –
эндемичные
заболевания.
Человек в
экстремальных
природных
условиях
Стрессы в
современном мире.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Поселение как
среда жизни.

1

1

1

Просмотр
видеофильма.
Изучение
состояния
окружающей
среды.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
Составление
плана.
Индивидуальная

1718

Среда жилого
помещения.

2

19

Практическая
работа «Среда
жилого
помещения»
Защита
творческого
проекта «Город
будущего»

1

1

1

1

20

работа.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
Практическая
работа.

2

Окружающая среда должна быть чистой
Загрязнение
атмосферы,
гидросферы,
почвы.
Шум и здоровье.

1

1

1

1

Ионизирующие
излучения.
Радиация и
здоровье.

1

1

1

1

25

Опасность
химического
отравления.

1

1

26

1

27

Организм,
1
защищающийся от
загрязнений.
Практическая
1
работа «Изучение
загрязнения
бытовым мусором»

28

Труд, профессия,
здоровье.

1

29

Семья и здоровье.
Культура питания

1

1

1

30

Алкоголизм и
наркомания –
болезни
химической
зависимости.
Табакокурение.

1

1

1

1

1

1

21

22

23
24

31

1

1

1

1

Здоровый образ жизни
1
1

Участие в
семинаре.
Творческая
работа.

1

1

7 ч.
Беседа,
просмотр
видеофильма.
Обсуждение.
беседа,
просмотр
видеофильма.
Беседа.
Обсуждение.
беседа,
просмотр
видеофильма.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
беседа,
просмотр
видеофильма.
Практическая
работа

6 ч.
Беседа,
просмотр
видеофильма.
Составление
плана.
Индивидуальная
работа.
беседа,
просмотр
видеофильма.
Составление
плана.

32

33

Практическая
работа «Меню на
один день»
Практическая
работа
«Проведение
первичной
экспертизы
упакованных
продуктов
питания».

1

1

1

1

Индивидуальная
работа.
Практическая
работа
1

Практическая
работа.
Участие в
семинаре.
Творческая
работа.

1

Беседа,
просмотр
видеофильма.

Заключение 1ч.
34

Медицина
будущего. Заботы
эколога.
ИТОГО

1

1

34

Методическая литература:
1. Величковский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997 г.
2. Технология обучения здоровью /сост. Н.В. Борисова/ Чебоксары: ЧРИО, 2005 г.
3. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни /сост. В.В.
Балабанова/ Волгоград: Учитель.
4. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных. Ярославль: Академия развития.
5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1989 г.
6. «Биология в школе» Журнал.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://school- collection.edu.ru,
resh-shkola.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».