РПР Функциональная грамотность 5-9 класс на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель

руководитель МС,
заместитель директора
по УВР

директор

учителей
гуманитарного цикла

______________________

Бибиков В.В..
________________________ Приказ №74
от «29» августа 2024 г.
Соколова Н.Ф.

________________________ Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6136488)

учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
для обучающихся 5 – 9 классов

х. Наумовский 2024-2025

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(п.3.ст.28,п.6. ст. 28,п.9,10 ст.2);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте
России 01 февраля 2011., регистрационный № 19644; с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 № 1644, 31.12.2015 № 1577) ;
- Учебный план МБОУ Наумовской ООШ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения , отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников , допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» (с изменениями от 23.12.2020 № 766);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
-«Концепции духовно – нравственного развития и воспитания Российских школьников»
(авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В, А. Тишков),
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа от 22.09.2011 №2357),
- письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»
-«Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных
объединений в ОУ ( Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 «Об
участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
- Основной образовательной программы ООО ГБОУ ООШ с. Студенцы - Программы
«Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 кл Белкин А.В., Ерофеева О.Ю,
Афанасьева С.Г., А.А. Гилев. Самара, 2019
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-хгодов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной

деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme
for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как
знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную ифинансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождениеРоссийской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность
понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современномобществе, ее развитие у школьников необходимо
не только для повышения результатовмониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития
российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности
в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной
грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей
образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть
социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего
ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотностиучащихся
5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том,
что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного
плана, формируемого участниками образовательных отношений и/иливнеурочной деятельности
и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая
грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс - комплекте. Тем не менее, каждое
образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и
по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: 68 ч.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34до 35, т.е. по 1
часу в неделю.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию с
модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любомпорядке,
например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед
учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

дискуссия,

дебаты,

круглые

столы,

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим,
целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по
окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой
аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на пять лет обучения из расчёта 1 час в неделю: в 5- 9 классах
реализуется на внеурочной деятельности.

На изучение учебного курса «Функциональная грамотность» отводится 68 часов: в 5-7
классе – 34 часа (1 час в неделю 8-9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Продолжительность занятия 40 минут.
Возрастная группа: 10-15 лет (ученики 5-9 классов).
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (конкурсы, ролевые игры, проектная работа, работа с документами,
СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Планируемые результаты
Метапредметные и предметные

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

Грамотность
Читательская
Математическая
ЕстественноФинансовая
научная
находит и
находит и извлекает находит и извлекает находит и
извлекает
математическую
информацию о
извлекает
информацию из
информацию в
естественнонаучных финансовую
различных текстов различном
явлениях в
информацию в
контексте
различном
различном
контексте
контексте

6 класс
Уровень
понимания и
применения

Применяет
извлеченную из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем

Применяет
математические
знания для решения
разного рода
проблем

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста

Формулирует
математическую
проблему на основе
анализа ситуации

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)в
рамках
предметного
содержания

объясняет и
Применяет
описывает
финансовые
естественнонаучные знания для
явления на основе решения разного
имеющихся
рода проблем
научных знаний

распознает и
Анализирует
исследует личные, информацию в
местные,
финансовом
национальные,
контексте
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте
оценивает форму и интерпретирует и интерпретирует и оценивает
содержание
оценивает
оценивает личные, финансовые
текста в рамках
математические
местные,
проблемы в
предметного
данные в контексте национальные,
различном
содержания
лично значимой
глобальные
контексте
ситуации
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте в рамках
предметного
содержания

оценивает форму и интерпретирует и
9 класс
Уровень оценки содержание текста оценивает
(рефлексии) в в рамках
математические
рамках
метапредметного результаты в
метапредметно содержания
контексте
го содержания
национальной или
глобальной
ситуации

интерпретирует и оценивает
оценивает, делает финансовые
выводы и строит
проблемы, делает
прогнозы о личных, выводы,строит
местных,
прогнозы,
национальных,
предлагает пути
глобальных
решения
естественнонаучных
проблемах в
различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания

5-9 классы

Читательская

Личностные
Грамотность
Математическая
тественно-научная

Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая

Объясняет
Оценивает
гражданскую
финансовые
позицию в
действия в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях с
общественной
позиции норм
жизни на основе
морали и
естественнонаучных общечеловечески
знаний с позиции
х ценностей, прав
норм морали и
и обязанностей
общечеловеческих гражданина
ценностей
страны

Содержание учебного курса
5 Класс
Читательская грамотность Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое
вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со
сплошным текстом. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным
текстом.
Математическая грамотность Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание
(задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление
данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественно-научная грамотность Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и
его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его
значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой.
Финансовая грамотность Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных
странах Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»?
6 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность.
Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура,
расстояние.
Вычисление величины,
применение пропорций
прямо
пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи
на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы
логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественно-научная грамотность Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для
измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой
природы.
Финансовая грамотность Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги?
Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность
и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты:
пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги
7 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и
идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания

текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы
текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом:
информационные листы и объявления, графики и диаграммы.
Математическая грамотность Арифметические и алгебраические выражения: свойства
операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью
линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение
задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение
геометрических задач исследовательского характера.
Естественно-научная грамотность Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Атмосферные явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных дронов. Растения. Генная модификация
растений Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее
строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее
строение птицы. Эволюция птиц.
Финансовая грамотность Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды
налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые
льготы Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды
социальных пособий. Если человек потерял работу История возникновения банков. Как
накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая
карта – твой безопасный Банк в кармане.
8 класс
Читательская грамотность Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы
задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Математическая грамотность Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические
и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение,
равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических
задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Естественно-научная грамотность Занимательное электричество. Магнетизм и
электромагнетизм Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски. при
строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы
жизнедеятельности человека. Финансовая грамотность Потребление или инвестиции? Активы в
трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы.
Риски предпринимательства Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели Кредит и депозит. Расчетно-кассовые
операции и риски связанные с ними.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5-класс
№

Тема занятия

Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)

3

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источникинформации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его частей?

4

Типы текстов: текст-описание (художественноеи техническое).

1

5

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

6

Типы задач на грамотность чтения. Примерызадач.

1

7

Работа со сплошным текстом.

1

8

1

9

Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (8 часов)
Как появились деньги? Что могут деньги?

10

Деньги в разных странах

1

11

Деньги настоящие и ненастоящие

1

12

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол. 26.11.2024

13

Кто такие мошенники?

1

14

Личные деньги

1

15

Сколько стоит «своё дело»?

1

Круглый стол, игра, 03.12.2024
квест.
Беседы, диалоги,
10.12.2024
дискуссии.
Проект, игра.
17.12.2024

1
2

1
1
1

1

Беседа, конкурс.

03.09.2024

Работа в парах.
Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Круглый стол.

10.09.2024

Квест, конкурс.

17.09.2024

24.09.2024
01.10.2024

Квест, игра «Что? Где? 08.10.2024
Когда?».
Ролевая игра.
15.10.2024
Тестирование.

22.10.2024

Беседы, диалоги,
05.11.2024
дискуссии.
Круглый стол, игра. 12.11.2024
Игра, экскурсия.

19.11.2024

16

Повторение материала по модулю «Основы финансовой грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы математической грамотности» (9 часов)

17. Числа и единицы измерения: время, деньги,масса, температура, расстояние.

1

18. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем.

1

19. Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

20. Инварианты: задачи на четность (чередование,разбиение на пары).

1

24. Логические задачи, решаемые с помощьютаблиц.

1

22. Графы и их применение в решении задач.

1

23. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатойбумаге, конструирование.

1

24. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,диаграммы,
вычисление вероятности.

1

25. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Звуковые явления
26. Звуковые явления. Звуки живой и неживойприроды. Слышимые и неслышимые
1
звуки.
27.

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его
воздействие начеловека.
Строение вещества

1

Тестирование.

24.12.2024

Игра, обсуждение,
14.01.2025
практикум.
Исследовательская 21.01.2025
работа,
урок-практикум.
Обсуждение, урок28.01.2025
практикум,
соревнование.
Урок-игра, урок04.02.2025
исследование.
Урок-игра,
11.02.2025
индивидуальнаяработа
в парах.
Обсуждение, урок18.02.2025
практикум.
Беседа, урок25.02.2025
исследование,
моделирование.
Обсуждение, урок04.03.2025
практикум, проект,
игра.
Тестирование.
11.03.2025

Беседа, демонстрация
записейзвуков.

18.03.2025

Наблюдение
физических явлений.

01.04.2025

28.

Движение и взаимодействие частиц. Признакихимических реакций.
Природные индикаторы.

29. Вода. Уникальность воды.

1
1

Презентация. Учебный 08.04.2025
эксперимент.
Наблюдение
15.04.2025
физических явлений.
22.04.2025

30.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

31.

Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство сминералами, горной породой и
рудой.

1

32.

Атмосфера Земли.

1

Работа с коллекциями 29.04.2025
минералов и горных
пород. Посещение
минералогической
экспозиции.
06.05.2025

1

Беседа. Презентация. 13.05.2025

Живая природа
33. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живыхорганизмов.
34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
Диагностическая работа

1

Тестирование.

20.05.2025

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5-7 класс
№

Тема занятия

Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)

1

Определение основной темы и идеи в эпическомпроизведении

1

Беседа, конкурс.

2

Древнерусская летопись как источникинформации о реалиях времени.

1

Круглый стол, ролевая 11.09.2024
игра.
Работа в парах, игра в 18.09.2024
формате КВН.
Квест, круглый стол. 25.09.2024

3 Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской
позиции вхудожественных текстах.
4 Работа с текстом: как понимать информацию,содержащуюся в тексте?

1
1

5 Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж)

1

6 Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи.

1

04.09.2024

Круглый
стол, 02.10.2024
дискуссия.
Квест, игра «Что? Где? 09.10.2024

Когда?».
7 Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

8 Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (7 часов)
9 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.

1

10 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она
разная? Отчего это зависит?
11 Собственность и доходы от нее. Арендная плата,проценты, прибыль, дивиденты.

1

12 Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

13 Как заработать деньги? Мир профессий и длячего нужно учиться?

1

14 Личные деньги

1

1

1

Беседа, дискуссия в 16.10.2024
формате
свободного
обмена мнениями.
Тестирование.
23.10.2024

06.11.2024
Беседы,
диалоги,
дискуссии.
Игра, круглый стол, 13.11.2024
дискуссии.
Круглый стол, игра, 20.11.2024
квест.
Беседы,
диалоги, 27.11.2024
дискуссии.
Беседы,
диалоги, 04.12.2024
дискуссии.
Проект, игра.
11.12.2024

15 Повторение материала по модулю «Основы финансовой грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы математической грамотности» (9 часов)

Тестирование.

16. Применение чисел и действий над ними. Счет идесятичная система счисления.

1

17. Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

18. Задачи на переливание (задача Пуассона) ивзвешивание.

1

19 Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
20 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная
геометрия. Задачи на разрезание иперекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.

1

Беседа,
обсуждение, 25.12.2024
практикум.
Обсуждение,
15.01.2025
практикум,брейн-ринг.
Обсуждение,
урок- 22.01.2025
исследование.
Беседа,
обсуждение 29.01.2025
практикум.
Игра,
урок- 05.02.2025
исследование, брейнринг,
конструирование.

1

18.12.2024

21 Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц доВселенной)
длительность процессов окружающего мира.
22 Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм,
графиков.

1
1

23 Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.
1
24. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Строение вещества
25 Тело и вещество. Агрегатные состояниявещества. Масса. Измерение массы тел.
1
26 Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома.
Тепловые явления
27 Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширениядля измерения температуры.

1

28 Плавление и отвердевание. Испарение иконденсация. Кипение.

1

Земля. Солнечная система. Вселенная.
29. Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

1

30 Модель солнечной системы.

1

31 Атмосфера Земли.

1

1

Обсуждение,
урок- 12.02.2025
практикум,
моделирование.
Урок-практикум.
19.02.2025
Урок-практикум.
Тестирование

26.02.2025
05.03.2025

Наблюдения.
12.03.2025
Лабораторная работа.
Моделирование.
19.03.2025
Презентация. Учебный 02.04.2025
эксперимент.
Наблюдение
09.04.2025
физических явлений.
Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.
Проектная работа.
Обсуждение.
Исследование.

16.04.2025

23.04.2025
30.04.2025

Живая природа
32 Царства живой природы

1

Квест.

07.05.2025

33 Диагностическая работа

1

Тестирование.

14.05.2025

34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».

1

21.05.2025

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
8-9 класс
№

Тема занятия

Кол-во Формы деятельности Дата проведения
часов
план
факт
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 часов)

1 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный
текст как источник информации.
2 Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые
ситуации в текстах.
3 Работа с текстом: как применять информацию изтекста в изменённой ситуации?

1

4 Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы)
5 Поиск ошибок в предложенном тексте.

1
1

Квест, круглый стол. 30.09.2024

6 Типы задач на грамотность. Информационныезадачи.

1

Квест, круглый стол. 07.10.2024

7 Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

14.10.2024

8 Повторение материала по модулю «Основы читательской грамотности».
Диагностическая работа
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (7 часов)
9 Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях.

1

Тестирование.

21.10.2024

10 Как сберечь личный капитал? Модель трехкапиталов.

1

11 Бизнес и его формы. Рискипредпринимательства.

1

12 Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство ималый бизнес.

1

13 Бизнес подростков и идеи. Молодыепредприниматели.

1

14 Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операциии риски связанные с ними.

1

1
1

1

02.09.2024
Беседа, конкурс.
Работа в парах.

09.09.2024

Беседа, круглый стол. 16.09.2024
Квест, дискуссия.

23.09.2024

Беседы,
диалоги, 11.11.2024
дискуссии.
Круглый стол, игра.
18.11.2024
Викторина,
круглый 25.11.2024
стол,дискуссии.
Круглый стол, игра, 02.12.2024
квест.
Беседы,
диалоги, 09.12.2024
дискуссии.
Проект, игра.
16.12.2024

15 Повторение материала
Диагностическая работа

по

модулю

«Основы

финансовой

грамотности».

1

Тестирование.

23.12.2024

Модуль «Основы математической грамотности» (10 часов)
16. Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
17. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение
формул в повседневной жизни.
18. Квадратные уравнения, аналитические инеаналитические методы решения.

1

19. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора,соотношения
между сторонами треугольника), относительное расположение,равенство.
20. Математическое описание зависимости междупеременными в различных
процессах.
21. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

1

22. Определение ошибки измерения, определениешансов наступления того или
иного события.

1

1
1

1
1

23. Решение типичных математических задач,требующих прохождения этапа
2
24. моделирования.
25. Повторение материала по модулю «Основы математической грамотности».
1
Диагностическая работа
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (10 часов)
Структура и свойства вещества (электрические явления)
26. Занимательное электричество.
2
27.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
28. Магнетизм и электромагнетизм.
1

Практикум.

28.12.2024

13.01.2025
Беседа. Исследование.
Исследовательская
20.01.2025
работа,практикум.
27.01.2025
Проектная работа.
Обсуждение. Урок 03.02.2025
практикум.
Моделирование.
10.02.2025
Выполнениерисунка.
Практикум.
Урок-исследование. 17.02.2025
Урок-практикум.
Тестирование.

24.02.2025
03.03.2025
10.03.2025

Беседа. Демонстрация 17.03.2025
моделей.
07.04.2025

29 Строительство плотин

1

30 Гидроэлектростанции. Экологические рискипри строительстве
гидроэлектростанций.
31 Нетрадиционные виды энергетики,объединенные энергосистемы.

1

Беседа. Демонстрация 14.04.2025
моделей. Презентация.
Учебный эксперимент. 21.04.2025
Наблюдение
физических явлений.
Проектная работа.
28.04.2025

1

05.05.2025

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
32 Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.Наследственность.
33 Системы жизнедеятельности человека.
34 Повторение материала по модулю «Основы естественнонаучной грамотности».
Диагностическая работа

1

1
1

Моделирование.
Виртуальное
моделирование.
Тестирование.

12.05.2025

19.05.2025
26.05.2025

Методическая литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования. № 5 2007
3. Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М,2009.
4. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла . Сборник
материалов. Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».