МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО гуманитарного цикла руководитель МС, заместитель директора по ________________________ УВР ________________________ Соколова Н.Ф. Протокол №1 от «28» августа 2024 г. Соколова Н.Ф. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор ______________________ Бибиков В.В.. Приказ №74 от «29» августа 2024 г. Рабочая программа элективного курса по литературе «За страницами учебника литературы» в 7 классе на 2024-2025 учебный год х. Наумовский 2024 год Пояснительная записка Элективный курс «За страницами учебника литературы» адресован учащимся 7 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам литературы, той литературы, с которой школьники не встречаются на уроках. Изучение элективного курса «За страницами учебника литературы» направлено на актуализацию представлений учащихся 7 класса о духовно-нравственных основах народных традиций отечественной культуры, на воспитание патриотизма и уважения к национальным святыням, произведениям великой художественной ценности. Предметные результаты изучения элективного курса «За страницами учебника литературы» должны отражать: 1) осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Содержание тем учебного курса (34 часа) Введение в курс. Н.А.Некрасов. «Дедушка». «Дедушка» - реалистическая поэма. Сюжет поэмы. Образ главного героя. История деда. Дедушка глазами внука. Близость дедушки к народу и родной природе. Отрицательные образы поэмы. Тема поэмы – передача новым поколениям истинных ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны). Особенности композиции произведения. Роль вставных эпизодов. Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы 2, 3, 11–16). Автобиографические черты в произведении Толстого. Отрочество - новая фаза духовного развития героя. Становление личности Николеньки Иртеньева в подростковом возрасте. Внутренние переживания и изменения в душе юного человека. Отношения подростка со взрослыми, его психологическое и эмоциональное состояние. Одиночество главного героя. А.П.Чехов. «Спать хочется». Рассказ Чехова – коротенькая бытовая зарисовка об огромной человеческой трагедии. Социальная основа рассказа. Беспощадная и правдивая картина жизни людей в России начала 20 века. История Варьки - иллюстрация царящего зла в России рубежа веков. Понимание трагизма мелочей жизни. Образы героев рассказа. Психологическая драма, душевное состояние героини. Философская проблематика рассказа. Обращение к философии Ницше, возвестившего человеку обращение к зверю при нарастании его несвободы. Основная идея рассказа Чехова. Образ-символ в литературе. М.Горький. «Дед Архип и Лѐнька». Тема детства в рассказе А.М. Горького. Проблема воспитания. Обстановка острой социальной борьбы, накладывающая отпечаток на формирование характера и мировоззрения героев. Понятие «конфликт» в эпическом произведении. Конфликт между дедом Архипом и кругом сытых, эгоистичных станичников. Обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников. Картины природы как способ изображения внутренних переживаний героя. Наивысшее напряжение всех чувств мальчика. Трагический финал рассказа. Л.Н.Андреев. «Ангелочек». Автобиографическая основа произведения. Образ главного героя рассказа «Ангелочек». Душевные переживания героя. Социальный и общечеловеческий план восприятия действительности. Трагедия Сашки и его отца. Зыбкость образа воскового ангелочка – своеобразная иллюстрация Андреевым призрачности счастья униженных и обездоленных в этом мире. Хрупкость и мимолетность его ощущения. Соотношение образ игрушечного ангелочка с образом ангела-хранителя. Жанровые особенности рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Понятие « святочный рассказ». В.О.Богомолов. «Иван» (в сокращении). Война - тяжѐлое испытание для всех. Картины, запечатлевшие обрушившуюся на страну беду. Величайшее мужество народа, его любовь к Родине, стойкость в испытаниях. Главные герои повести Богомолова « Иван». Дети и война. Образ юного разведчика. Нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности перед Родиной и народом в тяжѐлую годину испытаний в произведении Богомолова. Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Душевный мир и мотивы поведения главного героя. Тайные причины его поступков. Поступок героя как средство его характеристики. Глубокий внутренний мир героя. Умение писателя разглядеть в ребѐнке завтрашнего взрослого человека. Нравственное звучание рассказа «Багульник». Смысл названия. В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» Поиски юным героем смысла жизни, ответов на волнующие его вопросы. Постижение тайн Природы в еѐ истинной красоте и величии. Чудное мгновение открытия Санькой мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя. Осознание себя как личности. Наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем невзгодам. Смысл названия повести В. Распутина «Век живи – век люби». Лирическая поэзия. Е.А.Евтушенко. «Ошеломив меня, мальчишку…» А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…» Основные образы стихотворений. Лирический герой. Решение проблемы связи поколений в стихотворении Евтушенко. Интимно-личностное начало в стихотворении Кушнера. Передача чувств и настроения лирического героя. Герой и автор. Итоговый урок Календарно – тематическое планирование № Тема 7 класс Кол-во п/п 1 часов Введение. Ребѐнок и окружающий мир в русской литературе. Восприятие 1 ребѐнком этого мира. 2 Н.А.Некрасов. «Дедушка» - реалистическая поэма. Тема и сюжет поэмы. 1 Особенности композиции произведения. Роль вставных эпизодов. 3 Образ главного героя. История деда. Дедушка глазами внука. Близость дедушки к 1 народу и родной природе. 4 Л.Н.Толстой.«Отрочество».Отрочество - новая фаза духовного развития героя. 1 Становление личности Николеньки Иртеньева в подростковом возрасте. 5 Внутренние переживания и изменения в душе юного человека; его 1 психологическое и эмоциональное состояние. Одиночество главного героя. 6 А.П.Чехов. «Спать хочется». Социальная основа рассказа. Беспощадная и 1 правдивая картина жизни людей в России начала 20 века. 7 История Варьки - иллюстрация царящего зла в России рубежа веков. 1 Психологическая драма, душевное состояние героини. 8 Понимание трагизма мелочей жизни. Образы героев рассказа. 9 Философская проблематика рассказа. Основная идея рассказа Чехова. Образ- 1 1 символ в литературе. 10 Рассказ Чехова – коротенькая бытовая зарисовка об огромной человеческой 1 трагедии. 11 М.Горький. «Дед Архип и Лѐнька». Тема детства в рассказе А.М. Горького. 1 Проблема воспитания. Обстановка острой социальной борьбы, накладывающая отпечаток на формирование характера и мировоззрения героев. 12 Понятие «конфликт» в эпическом произведении. Конфликт между дедом Архипом 1 и кругом сытых, эгоистичных станичников. 13 Обостренный конфликт чистых порывов Леньки с моралью мелких собственников. 1 Наивысшее напряжение всех чувств мальчика. 14 Картины природы как способ изображения внутренних переживаний героя. 1 Трагический финал рассказа. 15 Л.Н.Андреев.«Ангелочек». Автобиографическая основа произведения. 1 Социальный и общечеловеческий план восприятия действительности. 16 Образ главного героя рассказа «Ангелочек». Душевные переживания героя. 1 Трагедия Сашки и его отца. 17 Зыбкость образа воскового ангелочка – своеобразная иллюстрация Андреевым 1 призрачности счастья униженных и обездоленных в этом мире. Хрупкость и мимолетность его ощущения. 18 Жанровые особенности рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Понятие « святочный 1 рассказ». 19 В.О.Богомолов.«Иван». Война - тяжѐлое испытание для всех. Картины, 1 запечатлевшие обрушившуюся на страну беду. 20 Главные герои повести Богомолова « Иван». Величайшее мужество народа, его 1 любовь к Родине, стойкость в испытаниях. 21 Дети и война. Образ юного разведчика в повести «Иван». 22 Нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности перед 1 1 Родиной и народом в тяжѐлую годину испытаний в произведении Богомолова. 23 Ю.Я.Яковлев. «Багульник». Душевный мир и мотивы поведения главного героя. 1 24 Тайные причины его поступков. Поступок героя как средство его характеристики. 1 25 Глубокий внутренний мир героя. Умение писателя разглядеть в ребѐнке 1 завтрашнего взрослого человека. 26 Нравственное звучание рассказа «Багульник». Смысл названия. 1 27 В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» 1 Поиски юным героем смысла жизни, ответов на волнующие его вопросы. 28 Постижение героем тайн Природы в еѐ истинной красоте и величии. 29 Чудное мгновение открытия Санькой мира в его живой, многоликой и 1 1 таинственной полноте, а через мир – и самого себя. Осознание себя как личности. 30 Наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки всем 1 невзгодам. Смысл названия повести В. Распутина «Век живи – век люби». 31 Е.А. Евтушенко. Стихотворение « Ошеломив меня, мальчишку…» Связь 1 поколений в стихотворении. 32 А.С.Кушнер. «Контрольная. Мрак за окном фиолетов…» Интимно-личностное 1 начало в стихотворении Кушнера. Передача чувств и настроения лирического героя. Герой и автор. 33 Передача чувств и настроения лирического героя. Герой и автор. 34 Итоговый урок.