РП кружка Художественное слово для 1-9 классов на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО
гуманитарного цикла

руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
______________________

Бибиков В.В..
________________________ Приказ №74
от «29» августа 2024 г.
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу дополнительного образования
«Художественное слово»

для обучающихся 1 - 9 классов

х. Наумовский, 2024 год

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу кружок «Художественное слово»
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федерального закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст. №7)
2.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (от 17.11.2008г.№ 1662-р);
3.
Концепцией развития дополнительного образования детей (от 04. 09. 2014 г. №
1726-р);
4.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.4. 3172-14. (от
04.07.2014г. № 41);
5.
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программ» (от 29.08.13г №1008);
6.
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин МБОУ
Наумовской ООШ.
7.
Основной образовательной программой МБОУ Наумовской ООШ.
В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А.
Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н. А. Чураковой. Программа ориентирована
на реализацию общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений в
воспитании и развитии детей.
По программе на курс кружка «Художественное слово» в 1 – 9 классах отводится 34
часа, 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ
Наумовской ООШ рабочая программа по данному курсу рассчитана на 34.
Актуальность программы
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных
классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы
общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных
граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами
личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней
обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще
совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация
выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и
привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где
господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы
наблюдаем:
Ø изменение характера чтения;
Ø преобладание «делового» чтения над «свободным»;
Ø возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только
по школьной программе;
Ø в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой
введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения
волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую)
роль в образовании и развитии личности ребенка.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что
читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем
большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники
предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка.
Занятия курса позволяют обучающимся понять, что чтение лежит в основе успешной
учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено

содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать
максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление.
Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий
ступени — речи письменной.
Новизна. На основе предложенных для изучения книг происходит понимание духовнонравственного содержания произведения. Происходит совершенствование технической
стороны речи, направленной на развитие дыхания, артикуляционного аппарата, дикции,
интонационного строя речи.
Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о
выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус.
Педагогическая целесообразность. Программа развивает познавательные способности,
пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, приобщает детей к
продуктивной творческой жизни.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника
должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи,
дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти
ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным
направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание
гражданское,
патриотическое,
духовно-нравственное,
эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания,
формирование
культуры
здорового
образа
жизни,
эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели
воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.
Этапы реализации программы, их особенности
В зависимости от приоритета обозначенных целей и задач в учебной деятельности
педагог использует следующие виды занятий:
- теоретические занятия по формированию знаний;
- практические занятия, направленные на формирование умений применять знания на
практике, отработку навыков, компетентностей, основная форма занятий: упражнения и
выполнение групповых и индивидуальных практических работ.
- воспитательные, конкурсные мероприятия;
- занятия - экскурсии, занятия - викторины.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные
формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является
выразительность чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и
работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических
ударений. Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
На занятиях преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Наряду с
групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Освоение программного материала происходит
через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое
направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень
компактная, отражает необходимую информацию по теме. Теоретическую часть

планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Основные виды деятельности
1.
Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
 — познавательные игры;
 — дискуссии;
 — дидактический театр;
 — экскурсии;
 - встречи с интересными людьми
 - выступления членов кружка «Художественное слово» на мероприятиях
 - реализация социальных проектов.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение,
чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Формы организации:
 словесные, наглядные, практические
 активные методы обучения: публичные выступления, использование Интернет
ресурсов.
 лекционные (обзорные беседы, доклады педагога);
 организаторско-массовые (проведение игр, конкурсов).

Содержание учебного предмета
1. Введение - 1 час. Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка.
2. Повторение – 5 часов. Ораторское искусство, как один из сильнейших рычагов
культуры. М.В. Ломоносов – основоположник теории русского красноречия. Русские
пословицы и поговорки о языке и красноречии.
3. Техника чтения – 21 час.
Знакомство с физиологическим строением речевого аппарата. Составляющие техники
речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания,
гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Игра «Испорченный
телефон», «Ручеек». На практическом занятии разучиваются упражнения на
фиксирование осанки и расслабление мышц, которые используются перед началом
каждого последующего практического занятия. Дыхание, как основа звучности. Глубокое
дыхание. Выдох. Основная форма работы – упражнения, дыхательная гимнастика, работа
групповая. Что такое голос. 5 элементов голоса. Фиксированный выдох со звуком.
Формирование носового дыхания. Самомассаж внутренних поверхностей полости рта в
сочетании с начальными голосовыми упражнениями. Объяснение термина «дикция».
Тренировка в произношении гласных звуков. Работа над гласными в звукосочетании.
Классификация согласных звуков. Правила произношения согласных звуков. Работа над
согласными звуками: п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, ф, фь, в, вь. Быстрота речи в целом.
Интервалы и длительность звучания. Методика работы над прозаическим и стихотворным
текстами. Углубление знаний об основах стихосложения. Обучение приемам
стихосложения. Характеристика знаков препинания.
4. Логика речи – 3 часа.

Логика чтения: логические паузы, ударения, темп, логическая мелодия
Элементы интонации. Пауза. Интонация. Роль интонации в речи. Виды интонаций. Работа
над речью, мимикой и пластикой тела героев. Оформление сцены, подготовка декораций
5. Эмоционально-образная выразительность - 4 час.
Работа с ведущими и чтецами, участниками мероприятий. Голос и речь человека.
Составляющие голоса: сила, высота голоса. Работа над благозвучностью, полетностью
голоса. Тренинг актёрских способностей. Знакомство с биографиями великих русских
поэтов и писателей и их творениями. Групповое чтение литературных произведений.
«Ораторами не рождаются…» Обучение основам публичного выступления. Выбор и
работа над литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.
Распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения


























«Планируемые результаты освоения учебного предмета»
приобщать учащихся к искусству слова;
формировать навыки выразительного чтения;
содействовать развитию творческой личности;
создавать на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг;
расширять литературно-образовательное пространство учащихся;
формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные
учебные умения;
- учить культуре речи;
- учить сценическому мастерству;
- знакомить с творчеством мастеров художественного слова;
- развивать воображение, внимание учащихся;
- развивать художественный вкус, эстетическое чувство и чувство понимания
прекрасного;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
эмоциональный отклик;
- развивать чувство ритма и координацию движений;
- воспитывать детей через словесное творчество;
- воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности
Предполагаемые результаты обучения
Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление и
интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе
через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через
приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к
гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления












истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе
литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства
любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,
состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации
средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,
целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России,
но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у
них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и
открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор.
Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного
развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

По программе на курс кружка «Художественное слово» в 1 – 9 классах отводится 34
часа. Количество часов по темам распределены следующим образом:
Наименование разделов
№
Всего часов
1
Введение
1
2
Повторение
5
3
Техника чтения
21
4
Логика речи
3
5
Эмоционально-образная выразительность
4
Итого
34
№
урок
1
2
3
4
5

«Календарно-тематическое планирование»
Тема урока
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка
Культура речи.
Секреты текста. Литература Дона. Донские просветители.
Подбор материала ко Дню пожилого.
Выразительное чтение - вид искусства и как один из путей
раскрытия богатства русского языка. Рассказывание
стихотворений на литературно-музыкальной композиции,
посвященной Дню пожилого человека.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Воплощение произведений в звучащем слове. Рассказывание
отрывков прозы на литературно-музыкальной композиции.
Рассказывание: осенняя тематика.
Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для
художественного чтения.
Диалекты Дона. Подбор материала ко Дню Толерантности.
Подбор материала ко Дню Матери и Дню Народного Единства.
Рассказывание стихотворений на литературно-музыкальной
композиции: «Мамочка – первое слово».
Рассказывание стихотворений на мероприятии, посвященном
Дню Инвалида и Дню Неизвестного солдата.
Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания.
Подбор материала ко Дню Конституции.
Развитие практических навыков устной речи.
Развитие практических навыков выразительного чтения.
Первая ступень к искусству художественного чтения
Обучение выразительному чтению.
Чтение прозаического произведения.
Работа над пересказом прозы с сохранением стиля автора по
теме: «Волшебный мир родной природы»
Рассказывание прозы ко Дню памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества.
Конкурс юных чтецов 3-9 классов «Живая классика». Подбор
материала ко Дню родного языка и Дню Защитника Отечества.
Значение хорошей дикции в устной речи.
Орфоэпические нормы. Знакомство с орфоэпическими
словарями. Подбор материала к Международному женскому
Дню.
Рассказывание стихотворений на тему: «Мир детства моего» к
районному конкурсу «Надежда».
Устранение диалектных ошибок речи.
Речевое дыхание. Практические упражнения по дыханию и
дикции.
Чтение стихов. Особенности чтения.
Средства логической выразительности речи (ударение, паузы,
логическая мелодия).
Членение текста на речевые звенья.
Логическое ударение. Логическая мелодия. Рассказывание
стихотворений на военную тематику.
Основа эмоционально-образной выразительности.
Подбор материала ко Дню славянской письменности и культуры.
Проверка техники чтения.
Подведение итогов работы кружка.

Материально-техническое обеспечение программы
- Детские книги.
-Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Компьютер, колонки.
-Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://school-collection.edu.ru
Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
4. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале
учебников А. В. Поляковой). – Режим доступа:
http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
5. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info
6. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru
7. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения Л. В. Занкова. –
Режим доступа: http:// zankov.ru.
8. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:
www.km.ru/ed
10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
http://nsc.1september.ru/urok
11. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›
Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».