РП элективного курса по литературе 8 класс "Сквозь призму истории" на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
гуманитарного цикла

руководитель МС, заместитель
директора по УВР

директор

________________________

________________________

Соколова Н.Ф.
Протокол №1
«28» августа 2024 г.

Соколова Н.Ф.
Протокол №1
«29» августа 2024 г.

Бибиков В.В..
Приказ №74
августа 2024 г.

от

от

______________________
от «29»

Рабочая программа
(ID 6153018)

элективного курса
«Литература сквозь призму истории»
для 8 класса

Категория учащихся: 8 класс
Форма обучения: коллективная
Режим занятий: всего 34 часа, 1 час в неделю
Учитель: Трубецкая Г.

2024- 2025 учебный год

Пояснительная записка.
Данная программа элективного курса по литературе для учащихся 8 класса разработана на основе
федерального компонента государственного стандарта (вариативная часть) и базисного учебного
плана.
Программа разработана в рамках образовательной программы, в которой участвуют три стороны:
Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и
Российское общество Красного Креста.
В данной программе сделана попытка показать общность этического начала, которое лежит в основе
базовых норм международного гуманитарного права, так и определяет авторскую позицию в
отобранных для анализа произведениях.
Цель данного элективного курса:


познакомить с произведениями отечественной и мировой литературы, в которых решаются
проблемы, определяющие нормы международного гуманитарного права;



рассмотреть, как решается проблема выбора средств и методов достижения цели (воюющих и
конфликтующих сторон) в произведениях отечественной и мировой литературы;



эмоционально подготовить к осознанному восприятию норм международного права, которые
в системе будут изучаться в старших классах.

Задачи:


формирование читательского вкуса;



формирование умения анализировать и оценивать художественное произведение;



развитие творческого потенциала учащихся;



развивать навыки устной и письменной речи;



формировать понимание необходимости ограничения насилия в конфликтных ситуациях, в
том числе и в ситуации вооруженного конфликта исходя из принципа гуманности.

Для данного цикла характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и
исторического.
Этический компонент дает возможность без ущерба решению задач литературного образования
интегрировать в уроки литературы правовой компонент.
Материал, подобранный для элективного курса, представляет собой отрывки из произведений
отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о
деятельном сострадании, уважении человеческого достоинства, ответственности за последствия
совершенного, переосмысления содеянного, выбора средств для достижения цели.
Данная программа носит интегрированный характер. Художественные и публицистические
произведения, помещенные в программе, отличаются гуманистической направленностью.
Предпочтение отдается завершенным текстам, принадлежащих перу отечественных авторов.
Отобранные фрагменты представляют собой завершенные части целого произведения.

Информация по истории вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и
учителю, что, с одной стороны, расширяет его кругозор, а с другой - помогает подготовиться к
разговору в классе. От учеников не требуется безупречного знания правовых тонкостей и
употребления сложных правовых терминов и понятий.
Материал в программе расположен по проблемно – тематическому принципу.
Для данной программы характерны:
- системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого,
этического, исторического;
- развивающий характер (активно - деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся,
проблемность, диалоговость, коммуникативность).
Проблематика. Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и вооруженном), за
выбор средств и методов достижения цели.
Дополнительная информация исторического и правового характера.
Вводимые понятия. Ограничение, ответственность, цели, средства, методы, культура, культурные
ценности, гражданские объекты.

Планируемые результаты
Итогом работы по программе должно стать формирование социокультурных компетенций,
понимание вневременной ценности литературы как вида искусства, умение оценивать
художественный и нравственный уровень литературного произведения, умение высказывать
собственное мнение, овладение литературно-критическими и исследовательскими жанрами,
включение в культурную практику, освоение методов проектной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:


воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,
учащихся;



отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;



подробно пересказывать текст;



соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;



анализировать художественное произведение



сравнивать произведения разных жанров и авторов;



давать характеристику героев



понимать специфику современной литературы;



уметь оценивать литературное произведение, используя знания истории;



уметь высказывать собственное мнение о произведении;

Личностными результатами, формируемыми при изучении элективного курса, являются:


достижение определённого уровня духовности, который выражается в уважительном
отношении к общечеловеческим культурным ценностям;



участие в работе коллектива единомышленников в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.



оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей;



оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;



эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;



понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;



выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Метапредметные результаты проявляются:



в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи
в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;



в умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её;



в умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;



в сформированности навыка участия в проектной деятельности.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к
ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоциональнооценочное отношение к прочитанному.

Содержание курса.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Новелла О. Генри «Обращение Джимми Валентайна». Необходимость выбора допустимых средств
достижения цели .
Урок развития речи «Может ли цель оправдывать средства ее достижения».
Диспут на тему: «В каком случае труднее принимать решение, определяя пределы допустимых
средств?
Р. Шекли «Абсолютное оружие». Ответственность за выбор средств тех, кто участвует в
конфликте. Особенности научно-фантастического рассказа.
Д.Покровский «Очерки Москвы».
Л.Буссенар «Капитан Сорви-голова». Значение ограничений в выборе средств воюющих сторон.

Р.Бредбери «Улыбка» .Художественные особенности жанра новеллы. Военные и невоенные
объекты. Культурные ценности, их роль в жизни героя.
Стихотворение И.Бунина «Люблю цветные стекла окон». Представления о родном доме.
Л.Иванова «Воспоминания». М.Шолохов «Судьба человека».
Развитие речи: «Что значит родной дом для меня?»
Ф.Искандер «Возмездие». Соразмерность избираемых средств и достигаемой цели, месть.
Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя….
М.Шолохов «Они сражались за Родину» (отрывки) . Военные и мирные жители.
Обсуждение на тему: « На войне все средства хороши».
Б.Екимов «Ночь исцеления»
В.Катаев «На даче»
В.Конецкий «Тамара»
М Булгаков «Стальное горло».
Ю.П.Вревская. И.Тургенев «Памяти Ю.П.Вревской».
Итоговое занятие по курсу

Тематическое планирование курса
Тема
Может ли цель оправдывать средства В пределах допустимого.

Количество часов
3

Фантастика в решении проблемы выбора средств на войне
Оружие в жизни людей
Родной дом
Выбор средств победы на Великой Отечественной войне

3
8
11
6

Женщины и война

3

Календарно – тематическое планирование
« Литература сквозь призму истории»
№
урока

1

2

3

4

5

Тема урока
I четверть – 9 часов
В пределах допустимого.
Новелла О Генри
«Обращение Джимми
Валентайна»
Урок развития речи по
новелле «Может ли цель
оправдывать средства»
Дискуссия на тему: «В
каком случае труднее
принимать решение,
определяя пределы
допустимых средств?»
О.Шекли «Абсолютное
оружие». Личные цели
участников экспедиции
Фантастика в решении
проблемы выбора средств на
войне

Содержание урока
Лекция, практикум

Самостоятельный
анализ текста
Лекция, практикум

Самостоятельный
анализ текста

Лекция, практикум

Коллективный
анализ текста

Лекция учителя,
практикум.

Практикум

Беседа, практикум

Практикум
.Самостоятельно
выполнить
задание,
используя приемы
анализа текста.
Практикум.
Самостоятельно
применить прием
анализа от автора
к герою
Практикум.
Самостоятельно
анализировать
тексты.
Самостоятельная
работа

6

Марсианская цивилизация и
жестокие войны

Лекция, практикум

7

Абсолютное оружие в жизни
людей

Беседа, практикум

8

Д.Покровский «Очерки
Москвы». Кулачные бои как
способ решения конфликта
Луи Буссенар «Капитан
Сорви-голова». Значение
ограничений в выборе
средств во время войны

Самостоятельная
работа

9

10

11

II четверть – 7 часов
Р. Брэдбери «Улыбка».
Цивилизация в рассказе
писателя
Образ главного героя

Виды
деятельности
учащихся

Практикум

Практикум.
Самостоятельно
редактировать
текст

Практикум

Практикум

Беседа

. Самостоятельно

Дата
провед.

рассказа

12

Военные и невоенные
объекты

Лекция.
Практикум.

13

Культурные ценности, их
роль в жизни человека и
героя рассказа

Лекция. Практикум

14

Стихотворение А. Бунина
«Люблю цветные стекла
окон». Родной дом в
стихотворении поэта
Дом в рассказе
М.Шолохова «Судьба
человека»

Комментированное
чтение

Что значит родной дом для
меня? Эссе

Сочинение

15

16

Практикум

подготовить
устное сочинение
на моральноэтическую тему.
Практикум.
Самостоятельно
работать надо
определением
авторской
позиции.
Практикум.
Самостоятельно
работать с
текстом
Практикум.
Коллективная
работа с текстом
Практикум.
Самостоятельно
определять
авторскую
позицию в
художественном
тексте
Сочинение.
Самостоятельно
работать с
текстом.

III четверть - 10 часов
1

Ф.Искандер «Возмездие».
Что такое возмездие для
Чика?

Сочинение.

2

Чик и Керопчик

Лекция.
Практикум.

3

Мотя и Керопчик

Лекция.
Практикум.

4

Отношения Чика, Моти и
Керопчика

5

Ответственность за
поступки в рассказе

Практикум.

Самостоятельная
работа

Сочинение.
Самостоятельно
работать с
текстами.
Практикум.
Самостоятельное
редактирование
заданных текстов.
Практикум.
Работать над
сочинениемрассуждением
Практикум.
Самостоятельно
анализировать
заданный текст
Практикум.
Самостоятельный
анализ
выполнения
работ. Коррекция.

Смена отношения к
возмездию у Чика
Ю.Левитанский «Каждый
выбирает…» Проблема
выбора в стихотворении

Практикум

Практикум

Беседа

8

М.Шолохов «Они сражались
за Родину». Человек,
видевший войну

Лекция.
Практикум.

9

Бойцы и мирные жители

Лекция. Практикум

10

Выбор средств на Великой
отечественной войне

Комментированное
чтение

. Самостоятельно
подготовить
устное сочинение
на моральноэтическую тему.
Практикум.
Самостоятельно
работать надо
определением
авторской
позиции.
Практикум.
Самостоятельно
работать с
текстом
Практикум.
Коллективная
работа с текстом.
Коррекция

6
7

IV четверть – 8 часов
1

2
3

4

5

6

7

8

Обсуждение на тему: «на
войне все средства хороши»
по роману М. Шолохова
Б.Екимов «Ночь исцеления».
Отголоски войны
В.Катаев «На даче». Страх и
беззащитность людей в
военное время
В.Конецкий «Тамара».
Фрагмент из повести «Кто
смотрит на облака?»
Последствия вооруженного
конфликта
Устное сочинение «Эхо
войны в рассказах
Б.Екимова, В.Катаева,
В.Конецкого
Нравственные качества
человека на войне в рассказе
М.Булгакова «Стальное
горло»
Ю.П.Вревская. Женщины и
война. Иван Тургенев
«Памяти Ю.П.Вревской»
Итоговое занятие по курсу

Обсуждение

Мини -сочинение.

Семинар

Выступления на
семинаре
Практикум

Практикум
Беседа

Лекция.
Практикум.

Лекция. Практикум

Комментированное
чтение
Тест

. Самостоятельно
подготовить
устное сочинение
на моральноэтическую тему.
Практикум.
Самостоятельно
работать надо
определением
авторской
позиции.
Практикум.
Самостоятельно
работать с
текстом
Практикум.
Коллективная
работа с текстом
Работа с тестом

Учебно-методический комплекс.


Учебники, пособия для ученика

1) Вокруг тебя – Мир… Книга для чтения 7 и 8 класс – М., 2002г.
2) Методические рекомендации к книге для чтения 7 и 8 класс – М., 2002г.
2 Дополнительная литература для учащихся
1) Брэдбери Р. Миры Рея Брэдбери. В 7 томах – Рига, 1997г.
2) Бунин И. Собрание сочинений в 6 томах – М.,1987-1988г.г.
3) Иванов Г. Собрание сочинений в 3 томах – М.,1994г.
4) Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. – М.,1992г.
5) Искандер Ф. Детство Чика. Рассказы. – М., 1994г.
6) Московская старина Воспоминания москвичей прошлого столетия. Ред. Ю.Александров –
М., 1989г.
7) Левитанский Ю. Меж двух небес. Сборник стихов – М., 1996г
8) О.Генри Собрание сочинений в 3 томах – М., 1994г.
9) Шекли Р. Миры Роберта Шекли. В 8 томах – Рига, 1994г.
10) Шолохов М. Федотка и другие. Они сражались за Родину. – М.,1987г.
3

Справочная литература
1) Большой толковый словарь русского языка – С-Петербург, 2009г.
2) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г.и Дополнительные протоколы к ним – М., 1994г
3)Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь – М., 1996г.
4)Русские писатели 19-20 века. Биобиблиографический словарь в 2 частях под редакцией
П.Николаева – М.,1996г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».