РП Доноведение 5-7 классы на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области

МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

РАССМОТРЕНО↵Руководитель
ШМО гуманитарного
цикла↵________________________
↵

руководитель МС, заместитель
директора по УВР

директор

________________________

Бибиков В.В.
[Номер приказа] от ««29»»
августа 2024 г.

________________________
Соколова Н.Ф
[Номер приказа] от ««28»» августа
2024 г.

Соколова Н.Ф
[Номер приказа] от ««29»»
августа 2024 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6139569)
«Доноведение» общекультурного направления основного общего образования
для обучающихся для обучающихся 5-6 классов классов
х.Наумовский 2024-2025 учебный год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Доноведение»
личностными результатами освоения обучающимися содержания внеурочной деятельности «Доноведение» являются:
- проявление познавательного интереса к самобытной культуре Донского края;
- ценностное отношение к традициям и обычаев народов Дона;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
- формирование толерантного отношения к другим народам, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания на основе использования опыта предков;
- осознание значения семейных устоев и традиций предков в проектировании модели собственной будущей семьи, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-развитие эстетического вкуса через освоение художественного наследия народов Донского края, в творческой, эстетической, предметнохозяйственной деятельности;
- бережное и ответственное отношение к природным и хозяйственным ресурсам родного края.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания внеурочной деятельности «Доноведение» являются:
- умение планировать процесс познавательно-трудовой деятельности, развивать мотивы и интересы, развивать мотивы и интересы своей
деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умения находить рациональные способы решения возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельно организовывать различные творческие работы по созданию технических изделий, используя опыт материальной культуры
Донского края;
-формирование и развитие экологического и экономического мышления, умение применять его в познавательной, социальной практики и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения учащимися внеурочной деятельности «Доноведение» являются:
в позновательной сфере:
-осознание роли техники и технологий, распространенных на территории Ростовской области для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и
экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства на Дону;
- оценка технологических свойств сырья, материалов , производимых и используемых на территории Ростовской области;
-рациональное использование технической и технологической информацией, связанной с самобытной материальной культурой Донского
края для проектирования и создания объектов труда;

-овладение основными этапами проектирования изделий с использованием конструкционных и текстильных материалов, характерных для
Дона, ремеслами и традиционными видами труда, безопасными приемами труда;
-построение целостного образа культурного наследия прошлого Донского края как результата интеграции и диалога содержания разных
учебных предметах для решения прикладных учебных задач;
В трудовой сфере:
-соблюдение норм и правил безопасности труда, санитарии и гигиены, трудовой и технологической дисциплины;
-подбор и применение необходимых инструментов;
-проектирование последовательности операций;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм и ограничений на основе технологий различных промыслов,
распространенных в Районе проживания;
-осуществления контроля качества изготавливаемого изделия; выявления допущенных ошибок в процессе труда.
В мотивационной сфере:
-выраженная готовность осваивать материальную культуру Донского края;
-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной деятельности;
-осознание ответственности за качество результатов труда;
-стремление к рациональному расходованию времени, материалов, денежных средств и труда.
В коммуникативной сфере:
-слушать других, пытаться принимать позицию другого, быть готовым к конструктивному, созидательному диалогу, признавать
ошибочность своей точки зрения;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- работать в группах.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Секреты

бабушкиного сундука (создание изделий из текстильных материалов) (6 ч.)
1.1. Из истории возникновения самобытного костюма верховых и низовых казаков. Образ старинной казачьей одежды в годовом
круге (6 ч.)
Обсуждаем проблемы: В чем проявляется взаимосвязь истории, быта, климата и образа костюма казаков? Как проявилось влияние
восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков? Как географическое положение Донского края связано с выбором
и предпочтениями текстильных материалов для изготовления одежды и её украшений? В чем я вижу взаимосвязь специфики воинского
быта и мужского повседневного казачьего костюма? Каковы различия особенностей походного и будничного костюма казака?
Можно ли по костюму донской казачки определить знатность её рода, семейное положение, количество детей? Выделите отли чительные особенности костюма богатой казачки XVII и XIX вв. В чём проявлялась её красота и уникальность? Почему донская жен ская шуба являлась предметом гордости невесты-казачки? Каковы конструктивные особенности её изготовления?
Практические работы

Выполнить в технике аппликации из ткани или бумаги одежду казачки для будней и праздника, одежду казака для мирной и
походной жизни. Украсить фурнитурой и декором по выбору.
Придумать и выполнить эскиз декора богатой женской казачьей шубы.
2. Я познаю палитру ремесел Дона (18 ч.)
2.1.
Что я знаю о традиционных видах декоративноприкладного творчества и народных промыслах народов, населяющих
Ростовскую область (2 ч.)
Обсуждение проблем: В чем проявляется портрет души народа, его представления о Ладе, Мере, Красоте и Благодати (художественная керамика, лозоплетение, художественная обработка кожи)? В чем я вижу ценность народного искусства и почему его
необходимо бережно сохранять и умножать?
Каким образом предметы археологических находок позволяют представить исторический образ Донского края и как они созвучны
с современной культурой Дона?
Практические работы
Просмотр, анализ и сравнение наглядных пособий в отношении формы, материала, декора, эстетики, прочности и бытового
назначения (готовых изделий, плакатов, слайдов, фильмов).
Виртуальная или реальная экскурсия в Ростовский краеведческий музей.
Мини-проект «Мое отношение к традициям прикладного искусства жителей Дона».
2.2.
Традиции местного керамического промысла (4 ч.)
Обсуждение проблем: Почему семикаракорская керамика является художественным феноменом и чем она отличается от других
видов керамики? Что мне известно о ней? Когда возник и как развивался данный традиционный промысел? Что мне известно о
современном состоянии промысла? Какое применение находит белая керамика в современном быту?
Что такое глина и как давно её удивительные свойства стал использовать человек? Могу ли я научиться понимать свойства глины и
других сырьевых материалов, входящих в состав кера
мики? Что мне надо знать, прежде чем приступать к безопасной работе с глиной?
Практические работы
Экскурсия реальная или виртуальная на керамическое производство в г. Семикаракорск.
Изобразительная рефлексии: зарисовка по памяти простых предметов: кашпо, горшок, кувшин, ваза и т.д.
2.3. Специфика изготовления изделий из глины (12 ч.)
Обсуждение проблем: Почему гончарство называют ремеслом от Бога? Как правильно приготовить массу из глины. Каков принцип
действия гончарного станка. Я ищу способы изготовления изделий из глины. Какие технологические операции мне необходимо
выполнить, чтобы получить качественное изделие?
Я - декоратор и могу рассказать, как украсить изделие из глины или керамики.
Практические работы
Подготовить глину к работе (измельчение, коррекция влажности, переминание) с использованием скалки, проволоки (лески),
стеков.
Лепка простых сосудов, игрушек, сувениров.
Декорирование изделий из глины.

Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных традиций и современности (10 ч.)
Край, в котором я живу (самобытность донской субкультуры) (2 ч.)
Обсуждение проблем: Что я знаю о крае, в котором живу? Почему донскую субкультуру считают самобытной и уникальной? Как
проявилось влияние восточного и русского стиля в одежде верховых и низовых казаков? Как в конструктивных особенностях стариной
казачьей одежды отражена история,
быт, эстетика и традиции воинской жизни? В чем взаимосвязь специфики воинского быта и мужского казачьего костюма?
Практическая работа
Провести мини-исследование: «Самобытность и уникальность донской субкультуры».
3.5.
Специфика становления самобытной донской кулинарии. Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология (2
ч.)
Обсуждаемые проблемы: Чем определяется особенность донской кулинарии? Какие традиции многонационального Донского края
нашли отражение в донской казачьей кухне. В чем проявляется диалог прагматизма и эстетики в образе кухни донского жилища,
предметах и назначении кухонной утвари?
Практическая работа
Составить меню завтрака казачьей кухни, отражающее преемственность традиций многонационального казачьего края для разных
сезонов (на выбор).
Составить список кухонного инвентаря, необходимого молодой хозяйке для обустройства стряпной.
3.6.
Традиции приготовления овощных блюд в донской кухне (4 ч.)
Обсуждаемые проблемы: Какие традиционные овощные блюда донской кухни мне известны (приведите примеры, раскройте их
особенности)? Из какого многообразия овощей состояла донская кухня, в чем их питательная ценность? Каково их значение для
здоровья?
Какие традиционные блюда донской кухни из овощей сохранились в твоей семье, и ты можешь поделиться их рецептом?
Какие инструменты и оборудование необходимы, чтобы приготовить вкусное и полезное овощное блюдо? Какие прави ла
безопасного приготовления блюд необходимо соблюдать?
Какую технологическую последовательность нужно выполнять, чтоб приготовить блюда из овощей (на примере одного из блюд)?
Как приготовить любимое мною овощное блюдо для родных и близких? Каким образом я могу украсить блюда из овощей?
Практические работы
Приготовить блюда из овощей по рецептам донской кухни и их декорировать (на выбор).
3.7. Своеобразие напитков, приготавливаемых и используемых в донской кухне (2 ч.)
Обсуждаемые проблемы: Чем полезны человеку разнообразные напитки и почему их необходимо употреблять? Какие напитки
включала донская кухня? Что тебе известно о традициях донского врачевания с помощью напитков из различных трав? Привести
технологические особенности приготовления различных напитков на Дону. Разработай технологическую карту приготовления своего
любимого напитка из рецептов донской кухни.
Казачий этикет, каков он?
3.

3.1.

Практические работы
Из предложенных ингредиентов выбрать соответствующие рецептам приготовления кваса, морса, взвара и напитков из различных
трав (по сезонам года). Объяснить выбор и раскрыть их здоровьесберегающие потенциалы.
Приготовить напиток по рецептам донской кухни (на выбор).
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Доноведение» в 5-6 классе
№ п/п
I

дата

1

04.09-

2
3
4
II
5
6
7
8
9
10
III
11
12
13
14
15
16

23.10

Раздел, тема
Секреты бабушкиного сундука (создание изделий из
текстильных материалов)
Из истории возникновения самобытного костюма
верховыхказаков
Из истории возникновения самобытного костюма низовых
казаков
Образ старинной казачьей одежды в годовом круге

Кол.час
6

Я познаю палитру ремёсел Дона
Что я знаю о традиционных видах декоративно-прикладного
творчества и народных промыслах народов, населяющих
Ростовскую область
Традиции местного керамического промысла

6
2

Специфика изготовления изделий из глины

2

Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных
традиций и современности.
Край, в котором я живу (самобытность донской
субкультуры)
Специфика становления самобытной донской кулинарии.
Образ кухни донского жилища: утварь, инвентарь, экология.
Традиции приготовления овощных блюд в донской кухне

10

2
2
2

2

2
2
4

17
18
19
20
IV
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Своеобразие напитков, приготавливаемых и используемых в
донской кухне
Основы духовно-нравственной культуры народов России

2

Религиозная культура в жизни человека на Дону

2

Дмитрий Донской

2

Матвей Иванович Платов

2

Иконописцы на Дону

2

Библейские сюжеты в творчестве донских писателей

2

Православный храм в г. Пролетарске(история)

2

Экскурсия в музей

1

13

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Доноведение» в 6 классе
№ п/п

дата

Раздел,тема

Кол.час
4

1
2

04.09
11.09

Секреты бабушкиного сундука (создание изделий из
текстильных материалов)
Особенности донского и великорусского костюмаXVII–XIX
веков

3
4
II
5
6

18.09
25.09

I

02.10
09.10

Будничная и праздничная одежда жителей Дона: мирян,
детей, воинов
Я познаю палитру ремёсел Дона
Обереговые контексты традиций лоскутного шитья

12
2

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
III
17
18
19
20
21
22
23
24
IV
25
26
27
28
29
30
31
32
33

16.10
23.10

Технология и эстетика культуры лоскутного шитья

10

Бытовая культура жителей Дона: диалог национальных
традиций и современности
Мой дом – моя крепость (технологические особенности
строительства жилья на Дону). Специфика планирования
казачьего подворья
Эстетика и колорит интерьера донского жилища

8

Традиции приготовления блюд из круп в донской кухне

2

Разнообразие традиционных донских блюд: морсы, муссы,
кисели, нардек, смоква.
Основы духовно-нравственной культуры народов
России
Преподобный Сергий Радонежский

2

Благоверный князь Дмитрий

2

Ученики преподобного Сергия

2

Святые монастыри Дона

2

Экскурсия в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с.

1

2

2

9
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».