МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО естественноматематического цикла руководитель МС, заместитель директора по УВР Директор ________________________ ________________________ ______________________ Соколова Н.Ф. Протокол №1 от «28» августа 2024 г. Соколова Н.Ф. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. Бибиков В.В.. Приказ №74 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 6299427) учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 9 класса х. Наумовский 2024 г. Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Физика» 9 класс Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне (ФОП)основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» , а так же o Закона РФ от 29.12.012 №273-ФЗ «Об образовании»; o Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115; "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" o ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО); o Федерального государственного образовательные стандарты основного общего образования второго поколения (утв. приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897) с изменениями и дополнениями от 29. декабря.2014, 31 декабря 2015; o Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" o ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287; o Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858. «Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию по ФГОС» o Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО); o приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». o Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; o Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Учебного плана школы на 2024-25учебный год Учебно-календарного графика МБОУ Наумовской ООШ на 2024-25 учебный год Устава МБОУ Наумовской ООШ Основной Образовательной Программы МБОУ Наумовской ООШ. Локального акта школы «Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей)» Рабочая программа учебного предмета «Физика», обязательной предметной области «естественно-научной» направленности разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП ООО и реализуется 1 год. Рабочая программа разработана учителем Бибиковым В.В.. в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по определённому учебному предмету Рабочая программа учебного предмета, является частью ООП ООО, определяющей: ✓ содержание; ✓ планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); ✓ тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы, утверждена директором МБОУ Наумовская ООШ. o o o o o ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика». Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования. Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире. Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся. Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность: • научно объяснять явления; • оценивать и понимать особенности научного исследования; • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» • приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей; • развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям; • формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; • формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; • развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении. Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач: • приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях; • приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний; • освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных задач; • развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; • освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание информации; • знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение физики в 9-м классе(базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится в классе – 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с календарным графиком и расписанием уроков на 2024-25 учебный год МБОУ Наумоская ООШ. Практическая часть программы по физике 9кл на данный учебный год содержит 9 контрольных работ и 9 лабораторных работ. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: -проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; -ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; -осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) эстетического воспитания: - восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; 4) ценности научного познания: - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности; 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека; 6) трудового воспитания: - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний; -интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой; 7) экологического воспитания: - ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других; - повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность; - потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; - осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики; - планирование своего развития в приобретении новых физических знаний; - стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний; - оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: • • • • • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям; выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи; • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. Коммуникативные универсальные учебные действия: в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта); понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы; принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей; выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия. • • • • • • • • Регулятивные универсальные учебные действия • • • Самоорганизация: • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: • • • • • • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого; признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС Механические явления. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения. Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки. Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести. Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии. Демонстрации. 1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта. 2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта. 3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения. 4. Исследование признаков равноускоренного движения. 5. Наблюдение движения тела по окружности. 6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики. 7. Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы. 8. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел. 9. Изменение веса тела при ускоренном движении. 10. Передача импульса при взаимодействии тел. 11. Преобразования энергии при взаимодействии тел. 12. Сохранение импульса при неупругом взаимодействии. 13. Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии. 14. Наблюдение реактивного движения. 15. Сохранение механической энергии при свободном падении. 16. Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины. Лабораторные работы и опыты. 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. ЛР1 2. Определение жёсткости пружины. ЛР2 Механические колебания и волны. Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны. Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультразвук. Демонстрации. 1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости. 2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине. 3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса. 4. Распространение продольных и поперечных волн (на модели). 5. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты. 6. Акустический резонанс. Лабораторные работы и опыты. 1. Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний математического маятника от его длины. ЛР3 2. Измерение ускорения свободного падения. ЛР4 Световые явления. Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах. Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа. Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света. Демонстрации. 1. Прямолинейное распространение света. 2. Отражение света. 3. Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах. 4. Преломление света. 5. Оптический световод. 6. Ход лучей в собирающей линзе. 7. Ход лучей в рассеивающей линзе. 8. Получение изображений с помощью линз. 9. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа. 10. Модель глаза. 11. Разложение белого света в спектр. 12. Получение белого света при сложении света разных цветов. Лабораторные работы . 1.«Изучение свойств изображения в собирающей линзе.Измерение оптической силы линзы» ЛР5 2.Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.ЛР6 Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи. Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света. Демонстрации. 1. Свойства электромагнитных волн. 2. Волновые свойства света. Квантовые явления. Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры. Радиоактивность. Альфа, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер. Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые организмы. Демонстрации. 1. Спектры излучения и поглощения. 2. Спектры различных газов. 3. Спектр водорода. 4. Наблюдение треков в камере Вильсона. 5. Работа счётчика ионизирующих излучений. 6. Регистрация излучения природных минералов и продуктов. Лабораторные работы и опыты. 1.Измерение естественного радиоационного фона дозиметром.ЛР7 2.Изучение деления ядра урана по фотографии трека 3.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Повторительно-обобщающий модуль. Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики, а также для подготовки к основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный предмет. При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественнонаучная грамотность: освоение научных методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные. Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что обучающиеся выполняют задания, в которых им предлагается: на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни; использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов; объяснять научные основы наиболее важных достижений современных технологий, например, практического использования различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений: • использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки, центр тяжести, абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие, механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения, альфа, бета- и гаммаизлучения, изотопы, ядерная энергетика; • различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений, естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов, действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений; • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого • • • • • • • над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин; характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение; объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2– 3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей; решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины; распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов; проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии, зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний, прямолинейное распространение света, разложение белого света в спектр, изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе, наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования, описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы; проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы), обосновывать выбор способа измерения (измерительного прибора); проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости, периода колебаний математического маятника от длины нити, зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости • • • • • • • • • физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения, собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений; соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием; различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра; характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности; использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебнопрактических задач, оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе; приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников; использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую; создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории сверстников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Механические явления 1.1 Механическое движение и способы его описания 14 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1.2 Взаимодействие тел 16 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1.3 Законы сохранения 10 2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 40 Раздел 2. Механические колебания и волны 2.1 Механические колебания 7 2.2 Механические волны. Звук 8 Итого по разделу 2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 15 Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны 3.1 Электромагнитное поле и электромагнитные волны Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 Раздел 4. Световые явления 4.1 Законы распространения света 4 4.2 Линзы и оптические приборы 6 4.3 Волновые свойства света 5 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 21 Раздел 5. Квантовые явления 5.1 Строение атома и атомного ядра 8 5.2 Ядерные реакции 9 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 17 Раздел 6. Повторительно-обобщающий модуль 6.1 Повторение и обобщение содержания курса физики за 7-9 класс Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a4a6 1 9 102 9 9 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № по те ме № п/ п Дата изучения Количество часов 9 кл Тема урока Все го 1 Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета .Перемещение (§ 1,2) 2 Определение координаты движущегося тела .Скорость прямолинейного равномерного движения (§ 3,4) 3 4 1 2 Конт роль ные работ ы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Практ ически е работ ы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ad4 74 3 Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении (§ 4) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ad1 9a 4 Характеристики неравномерного движения. 1 Прямолинейное равноускоренное движение (§ 5) Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости (§ 6) 5 6 5 6 Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении .Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости (§ 7,8) Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» Скорость при криволинейном движении. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью (§ 9) 7 7 8 8 Решение задач 9 Относительность движения (§ 10) 9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ad8 d4 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0adb 18 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ae1 76 10 11 12 13 14 10 Контрольная работа № 1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» 11 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона (§ 11) 12 Второй закон Ньютона (§ 12) 13 Третий закон Ньютона (§ 13) 14 Свободное падение тел (§ 14) 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ae6 12 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ae7 2a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0ae9 82 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aeb 6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aec a2 15 15 Решение задач 1 16 16 Контрольная работа № 2 по теме «Законы Ньютона» 1 17 17 Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах (§ 15,16) 1 18 18 Решение задач 1 19 19 Решение задач 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0aee 28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0af7 38 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0afa 26 20 21 20 Сила упругости (§ 17). Лабораторная работа № 2 «Определение жесткости пружины» 21 Вес тела, движущегося с ускорением (§ 18) 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0afb 8e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0af0 44 Сила трения (§ 19) 22 22 23 23 24 25 Динамика криволинейного движения (§ 20) 24 Решение задач 25 Искусственные спутники Земли (§ 21) 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0af5 f8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0af3 3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0afe 36 26 Решение задач 1 27 27 Контрольная работа № 3 по теме «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности» 1 28 28 Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.Виды 1 26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0af8 be 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b02 29 30 31 32 33 равновесия тел (§ 22,23) b4 29 Импульс тела. Закон сохранения импульса (§ 24) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b04 08 30 Урок-конференция "Реактивное движение в природе и технике" (§ 25) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b06 ec 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b07 fa 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b09 6c 31 32 Решение задач Решение задач 33 Контрольная работа № 4по теме «Закон сохранения импульса» 34 Работа силы . Работа силы тяжести и силы упругости (§ 26) 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b0a 84 35 Потенциальная энергия тела, поднятого над землей. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины (§ 27) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b0d b8 36 36 Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии (§ 27) 1 37 37 Решение задач 1 34 35 38 38 39 39 40 40 1 41 2 42 3 43 4 44 5 45 46 6 Закон сохранения механической энергии (§ 28) Решение задач Контрольная работа № 5 по теме «Закон сохранения в механике» Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b0c 32 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b12 fe 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b18 58 Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник (§ 29) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b20 f0 Величины, характеризующие колебательное движение (§ 30) 1 Колебательное движение (§ 29) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b19 7a Гармонические колебания (§ 31) 1 Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 1 1 Лабораторная работа № 4 «Измерение ускорения 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b1a свободного падения» ec Затухающие колебания. Вынужденные колебания .Резонанс (§ 32,33) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b19 7a Распространение колебаний в среде. Волны (§ 34) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b21 fe 9 Длина волны. Скорость распространения волн (§ 35) 1 10 Источники звука. Звуковые колебания (§ 36) 1 11 Высота, тембр и громкость звука (§ 37) 1 12 Распространение звука. Звуковые волны (§ 38) 1 13 Отражение звука. Звуковой резонанс (§ 39) 7 47 8 48 49 50 51 52 53 14 54 15 55 56 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b23 ca Подготовка к контрольной работе по теме " Механические колебания и волны. Звук." 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b25 f0 Контрольная работа № 6 по теме " Механические колебания и волны.Звук." 1 Источники света. Распространение света (§ 40) 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b2a be 57 2 Отражение света. Закон отражения света (§ 41) 3 Плоское зеркало (§ 42) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b2f e6 Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение (§ 43) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b2c 6c 5 Линзы. Оптическая сила линзы (§ 44) 1 6 Изображения, даваемые линзой (§ 45) 58 4 59 60 61 7 62 8 Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств изображения в собирающей линзе. Измерение оптической силы линзы» 9 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b36 58 Оптические приборы (§ 47) 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b38 c4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b3a ea 1 Библиотека ЦОК Глаз и зрение (§ 46) 64 10 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b31 d0 Решение задач 63 65 1 https://m.edsoo.ru/ff0b3c 5c 66 11 Интерференция и дифракция света (§ 48) 1 12 Физический смысл показателя преломления (§ 49) 1 67 13 68 14 69 15 70 16 71 17 72 18 73 Дисперсия света. Цвета тел (§ 50) Типы оптических спектров (§ 51) Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b3f 2c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b44 4a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b42 06 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c0a 7e Свойства электромагнитных волн (§ 53) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0b46 84 Диапазоны электромагнитных волн (§ 54) 1 Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (§ 52) 19 74 20 Развитие взглядов на природу света (§ 55) 76 1 77 2 78 3 79 4 80 81 5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c0e 2a Решение задач 75 21 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c0f 4c Контрольная работа № 7 по теме «Световые явления. Электромагнитные волны» 1 Радиоактивность. Модели атомов (§ 56) 1 Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров (§ 57) 1 Радиоактивные превращения атомных ядер. Закон радиоактивного распада (§ 58) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c12 a8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c14 4c Экспериментальные методы исследования частиц (§ 59) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c15 50 Лабораторная работа № 7 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c16 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c18 ac 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1a 14 Энергия связи. Дефект массы (§ 62) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1b 4a 9 Деление ядер урана. Цепная реакция (§ 63) 1 10 Лабораторная работа № 8 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» 6 82 7 83 8 84 85 86 11 87 12 Открытие протона и нейтрона (§ 60) Состав атомного ядра. Ядерные силы (§ 61) Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию (§ 64) 13 1 Биологическое действие радиации (§ 66) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c21 26 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1c 58 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1d 7a Атомная энергетика (§ 65) 88 89 72 1 14 90 1 15 91 16 Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c22 3e Решение задач 92 1 17 93 1 Контрольная работа № 8 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» Повторение 94 2 3 96 4 Подготовка к годовому контролю 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c24 5a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c25 72 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c2a 22 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c2b 30 Годовой контроль (кр9) 97 5 1 Повторение 95 98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1e 88 Термоядерная реакция (§ 67) Урок-конференция «Научный метод познания и 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c2c 6 99 7 его реализация в физических исследованиях» Урок-конференция «Связь физики и современных технологий в области энергетики, транспорта, передачи информации» Повторение и обобщение 52 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c2d 6a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c2e 82 Повторение и обобщение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c30 44 Повторение и обобщение 1 100 8 101 102 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 9 9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Рабочая программа «Физика. 7—9 классы» к линии УМК И.М.Перышкина, Е.М.Гутник,А.И.Иванова (авторы Е. М. Гутник, М. А. Петрова, О. А. Черникова).,Москва «Просвещение» 2021 УМК «Физика. 9 класс» 1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы И. М. Перышкин, Е. М. Гутник, А. И. Иванов, М. А. Петрова)., 4-ое издание. Москва «Просвещение», 2024 2. Физика. Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы Е. М. Гутник, И. Г. Власова). 3. Физика. 9 класс. Методическое пособие (авторы О. А. Черникова, С. Н. Гладенкова, В. В. Кудрявцев). 4. Физика. 9 класс. Дидактические материалы (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон). 5. Физика. 9 класс. Сборник вопросов и задач (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский). 6. Электронная форма учебника. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru 2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru 4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru 5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru 6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru Методические пособия и рекомендации по физике. – URL: https://edsoo.ru/mr-fizika/ – Методические видеоуроки (в том числе, по физике). – URL: https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/ – Методические интерактивные кейсы. – URL: https://edsoo.ru/metodicheskie_kejsy/ – Виртуальные лабораторные и практические работы на углублённом уровне основного общего образования. – URL: https://content.edsoo.ru/lab/ – Материалы по вопросам формирования функциональной грамотности. – URL: https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost/ – Методический журнал «Образ действия». – URL: https://od-instrao.ru/ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Технические средства обучения 1. Ноутбук 2.Мультимедийный проектор 3.Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса. 4. Интерактивный экран 5. Оборудование для проведения лабораторных и практических работ