РП внеурочной деятельности История и природа родного края.Доноведение. 1 класс на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
начальных классов

СОГЛАСОВАНО

руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________

Бибиков В.В..
от
Мусаева Л.И. ________________________ Приказ №74
«29»
августа
2024
г.
Протокол №1
Соколова Н.Ф.
от «28» августа 2024 г.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6279433)
"История и природа родного края. Доноведение."
для обучающихся 1 классов

х. Наумовский 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа «Доноведение» предназначена для организации внеурочной
деятельности с учащимися 1 класса и разработана в соотвестввии с основными
положениями обновленного Федерального государственного образовательного
стандарта основного начального образования, Примерной программы начального
общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности
«Доноведение» Е.Ю.Сухаревской, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2018 г.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
объединения «Доноведение» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (1 час в
неделю), 2-4 классы- 34 учебные недели.
Раздел II. «Результаты освоения курса»
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской
области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
-

знать:
-

объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:

различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (34 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры
(3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия
каждого вида);
-

приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города
(хутора);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё
местонахождение;
-

приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности
Ростовской области;
-

научатся:
личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить
примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер
своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным
универсальным учебным действиям, обеспечивающим
организацию обучающимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять
последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в
случае расхождения с предлагаемым эталоном;
оценивать собственные знания и умения;
доводить дело до конца.
3.
познавательным универсальным учебным действиям, включающим
общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки
устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том
числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту
Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности
растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4.
коммуникативным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить
рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в
родном городе (хуторе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими
родственниками, местными жителями.
1.

«Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности»
1-2 класс.
Введение (1 ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в
школу.
Я и окружающий мир (5 ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной
безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (22 ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние
месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы,
кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения
поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в
природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы.
Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на
Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма.
Жизнь животных летом.
Человек и природа (3 ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (2 ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (зимние обряды). Знакомство
знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора, района.
Экскурсии

со

В школьный двор; по родному хутору: «Родной хутор», «Осень», «Зимняя сказка»,
«Весна», «Лето», «У водоёма», «Дорога от дома до школы», «День освобождения»
(экскурсия к памятнику).
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с
указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево
моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных
трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо». Мини-сочинение «Любимый семейный
праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».

3-4 класс.
Я и окружающий мир (5 ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб,

флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской
области. Города Ростовской области. История хутора: достопримечательности.
Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12 ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области
(гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных
изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых
организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал,
Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив,
Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые –
известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование
природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные
растения Донского края (различение).
Человек и природа (4 ч)
Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае:
земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее
представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (11 ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской
край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище,
посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи,
весенние обряды и праздники на Дону Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
«Родной город (село)»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие
водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу».
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам: «Мир природного сообщества родного
края», «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле». Проекты: «Жизнь и
быт казаков» (изготовление поделок).
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик
помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений –
взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах
- командные игры, когда класс делится на две команды.
- при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны

проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики
знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять

проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами
классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности
восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей,
способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
«Тематическое планирование»

№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.

Тема
Введение
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:
3,4 класс
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:

Количество
часов

ЦОР, ЭОР

1
5
22
3
3
34

http://school
http://school
http://school
http://school
http://school

5
12
4
13
34

http://school
http://school
http://school
http://school

«Календарно-тематическое планирование»
№
п/п

Тема урока

Введение (1 ч)
1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
Я и окружающий мир (5 ч)
2. С чего начинается Родина…
3. Школа – светлая гавань детства.
4. Дорога от дома до школы (экскурсия).
5. Мои имя, фамилия, отчество…
6. Что ты знаешь о роде своём…
Природа Донского края (22 ч)
7. Осень. Осенние месяцы.
8. Экскурсия. Осенние изменения в природе.
9. Растения осенью.
10. Листья жёлтые летят..
11. Занятия людей осенью.
12. Что растёт на огороде и в саду?
13. Что растёт в поле?
14. Жизнь животных осенью.
15. Осень в моём краю.
16. Экскурсия. Зимняя сказка.
17. Зимние изменения в природе.
18. Жизнь животных зимой.
19. Занятия людей зимой.
20. Весна. Весенние месяцы.
21. Экскурсия. Весенние изменения в природе.
22. Растения весной.
23. Жизнь животных весной.
24. Занятия людей весной.
25. Летние изменения в природе.
26. Растения летом.
27. Животный мир Ростовской области.
28. Родные просторы (экскурсия).
Человек и природа (3 ч)
29. Что растёт у водоёма?
30. Жизнь животных летом.
31. Занятия людей летом.
Жизнь на Дону (2 ч)
32. День освобождения!
33. День освобождения!
ИТОГО

Количе
с тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Дата

2 класс
№
п/п

Тема урока

Введение (1 ч)
1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
Я и окружающий мир (5 ч)
2. С чего начинается Родина…
3. Школа – светлая гавань детства.
4. Дорога от дома до школы (экскурсия).
5. Мои имя, фамилия, отчество…
6. Что ты знаешь о роде своём…
Природа Донского края (22 ч)
7. Осень. Осенние месяцы.
8. Экскурсия. Осенние изменения в природе.
9. Растения осенью.
10. Листья жёлтые летят..
11. Занятия людей осенью.
12. Что растёт на огороде и в саду?
13. Что растёт в поле?
14. Жизнь животных осенью.
15. Осень в моём краю.
16. Экскурсия. Зимняя сказка.
17. Зимние изменения в природе.
18. Жизнь животных зимой.
19. Занятия людей зимой.
20. Весна. Весенние месяцы.
21. Экскурсия. Весенние изменения в природе.
22. Растения весной.
23. Жизнь животных весной.
24. Занятия людей весной.
25. Летние изменения в природе.
26. Растения летом.
27. Животный мир Ростовской области.
28. Родные просторы (экскурсия).
Человек и природа (3 ч)
29. Что растёт у водоёма?
30. Жизнь животных летом.
31. Занятия людей летом.
Жизнь на Дону (2 ч)
32. День освобождения!
33. Вместе дружная семья.
34 Обобщающий урок.
ИТОГО

Количе
с тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Дата

3 класс

Тема урока

№
п/п
1 Край, в котором я живу

Колич
ес тво
Дата проведения
часов
1

О городах и станицах родного края

1

3
4

С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в
сельский ДК.
С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в
сельский ДК.

1
1

5

У природы нет плохой погоды

1

6
7

У природы нет плохой погоды
Живая вода.

1
1

8

Живая вода.

1

2

Разнообразие водоемов родного края. Главная река
9 нашего края
10 Растенияиживотныеводоёмов.

1
1

11 Тайны Донской земли

1

12 Танаис–древний город

1

13 Дикое поле

1

14 Донской край–казачий край
15 Первые казачьи городки

1
1

16 Казачья семья

1

17 Жилище казака
18 История вещей. Одежда.

1
1

19 История вещей.Посуда.
20 СлавенДон!

1
1

21 Сретение.Сороки.

1

22 Встреча птиц

1

23 Пасха, Вербное воскресенье

1

24 Природная поверхность нашего края

1

25 Изнедр Донской земли

1

26 Почвы родного края

1

27 Цвети, мой край родной! Природная экосистема
степи.

1

28 Природные экосисте мылуга

1

29 Природные экосистемы леса

1

30 Донская земля–житница России

1

31 Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

32 Казачьи посиделки.

1

33 Славься наш край!

1

34 Итоговое

1

ИТОГО

34

4 класс
№ п/п

Тема урока

Дата
Количество
проведения
часов

1

Край, в котором я живу

1

2

О городах и станицах родного края

1
1

5

С днём рождения, родной город(село)
ЭкскурсиявсельскийДК.
С днём рождения, родной город(село)
ЭкскурсиявсельскийДК.
У природы нет плохой погоды

6

У природы нет плохой погоды

1

7

Живая вода.

1

8

Живая вода.

1
1

10

Разнообразие водоемов родного края. Главная
реканашего края
Растения и животные водоёмов.

11

Тайны Донской земли

1

3
4

9

1
1

1

12

Танаис–древний город

1

13

Дикое поле

1

14

Донской край–казачий край

1

15

Первые казачьи городки

1

16

Казачья семья

1

17

Жилище казака

1

18

История вещей.Одежда.

1

19

История вещей.Посуда.

1

20

Славен Дон!

1

21

Сретение.Сороки.

1

22

Встречаптиц

1

23

Пасха,Вербное воскресенье

1

24

Природная поверхность нашего края

1

25

Изнедр Донской земли

1

26

Почвы родного края

1

28

Цвети,мой край родной!Природная
экосистемастепи.
Природные экосистемы луга

29

Природные экосистемы леса

1

30

Донская земля–житница России

1

31

Сельское хозяйствона Дону: земледелие.

1

32

Казачьи посиделки.

1

ИТОГО

32

27

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».