МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО начальных классов СОГЛАСОВАНО руководитель МС, заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Бибиков В.В.. от Мусаева Л.И. ________________________ Приказ №74 «29» августа 2024 г. Протокол №1 Соколова Н.Ф. от «28» августа 2024 г. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 6279433) "История и природа родного края. Доноведение." для обучающихся 1 классов х. Наумовский 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Доноведение» предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися 1 класса и разработана в соотвестввии с основными положениями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, Примерной программы начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности «Доноведение» Е.Ю.Сухаревской, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2018 г. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению объединения «Доноведение» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (1 час в неделю), 2-4 классы- 34 учебные недели. Раздел II. «Результаты освоения курса» В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны: иметь представления: о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; - об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; - об истории родного края; - знать: - объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); родственные связи в семье; правила поведения в общественных местах и на улице; уметь: различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (34 названия каждого вида); - различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); - узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; - приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); - приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (хутора); - показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; - научатся: личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; 2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца. 3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: - находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (хуторе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. 1. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности» 1-2 класс. Введение (1 ч) Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу. Я и окружающий мир (5 ч) С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. Природа Донского края (22 ч) Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом. Человек и природа (3 ч) Занятия людей Донского края в разные времена года. Правила поведения в природе. Жизнь на Дону (2 ч) Обычаи, обряды и праздники на Дону (зимние обряды). Знакомство знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора, района. Экскурсии со В школьный двор; по родному хутору: «Родной хутор», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма», «Дорога от дома до школы», «День освобождения» (экскурсия к памятнику). Исследовательские, проектные и практические работы Проект «История моей улицы». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края». Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав. Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье». Проекты «Моё генеалогическое древо». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». 3-4 класс. Я и окружающий мир (5 ч) Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История хутора: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная. Природа Донского края (12 ч) Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение). Человек и природа (4 ч) Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях). Жизнь на Дону (11 ч) Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. Экскурсии «Родной город (село)»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу». Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: «Мир природного сообщества родного края», «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле». Проекты: «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок). Виды и формы учебной деятельности Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся: - парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка; групповая работа в малых группах - командные игры, когда класс делится на две команды. - при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. «Тематическое планирование» № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. Тема Введение Я и окружающий мир Природа Донского края Человек и природа Жизнь на Дону Итого: 3,4 класс Я и окружающий мир Природа Донского края Человек и природа Жизнь на Дону Итого: Количество часов ЦОР, ЭОР 1 5 22 3 3 34 http://school http://school http://school http://school http://school 5 12 4 13 34 http://school http://school http://school http://school «Календарно-тематическое планирование» № п/п Тема урока Введение (1 ч) 1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Я и окружающий мир (5 ч) 2. С чего начинается Родина… 3. Школа – светлая гавань детства. 4. Дорога от дома до школы (экскурсия). 5. Мои имя, фамилия, отчество… 6. Что ты знаешь о роде своём… Природа Донского края (22 ч) 7. Осень. Осенние месяцы. 8. Экскурсия. Осенние изменения в природе. 9. Растения осенью. 10. Листья жёлтые летят.. 11. Занятия людей осенью. 12. Что растёт на огороде и в саду? 13. Что растёт в поле? 14. Жизнь животных осенью. 15. Осень в моём краю. 16. Экскурсия. Зимняя сказка. 17. Зимние изменения в природе. 18. Жизнь животных зимой. 19. Занятия людей зимой. 20. Весна. Весенние месяцы. 21. Экскурсия. Весенние изменения в природе. 22. Растения весной. 23. Жизнь животных весной. 24. Занятия людей весной. 25. Летние изменения в природе. 26. Растения летом. 27. Животный мир Ростовской области. 28. Родные просторы (экскурсия). Человек и природа (3 ч) 29. Что растёт у водоёма? 30. Жизнь животных летом. 31. Занятия людей летом. Жизнь на Дону (2 ч) 32. День освобождения! 33. День освобождения! ИТОГО Количе с тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Дата 2 класс № п/п Тема урока Введение (1 ч) 1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети. Я и окружающий мир (5 ч) 2. С чего начинается Родина… 3. Школа – светлая гавань детства. 4. Дорога от дома до школы (экскурсия). 5. Мои имя, фамилия, отчество… 6. Что ты знаешь о роде своём… Природа Донского края (22 ч) 7. Осень. Осенние месяцы. 8. Экскурсия. Осенние изменения в природе. 9. Растения осенью. 10. Листья жёлтые летят.. 11. Занятия людей осенью. 12. Что растёт на огороде и в саду? 13. Что растёт в поле? 14. Жизнь животных осенью. 15. Осень в моём краю. 16. Экскурсия. Зимняя сказка. 17. Зимние изменения в природе. 18. Жизнь животных зимой. 19. Занятия людей зимой. 20. Весна. Весенние месяцы. 21. Экскурсия. Весенние изменения в природе. 22. Растения весной. 23. Жизнь животных весной. 24. Занятия людей весной. 25. Летние изменения в природе. 26. Растения летом. 27. Животный мир Ростовской области. 28. Родные просторы (экскурсия). Человек и природа (3 ч) 29. Что растёт у водоёма? 30. Жизнь животных летом. 31. Занятия людей летом. Жизнь на Дону (2 ч) 32. День освобождения! 33. Вместе дружная семья. 34 Обобщающий урок. ИТОГО Количе с тво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Дата 3 класс Тема урока № п/п 1 Край, в котором я живу Колич ес тво Дата проведения часов 1 О городах и станицах родного края 1 3 4 С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в сельский ДК. С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в сельский ДК. 1 1 5 У природы нет плохой погоды 1 6 7 У природы нет плохой погоды Живая вода. 1 1 8 Живая вода. 1 2 Разнообразие водоемов родного края. Главная река 9 нашего края 10 Растенияиживотныеводоёмов. 1 1 11 Тайны Донской земли 1 12 Танаис–древний город 1 13 Дикое поле 1 14 Донской край–казачий край 15 Первые казачьи городки 1 1 16 Казачья семья 1 17 Жилище казака 18 История вещей. Одежда. 1 1 19 История вещей.Посуда. 20 СлавенДон! 1 1 21 Сретение.Сороки. 1 22 Встреча птиц 1 23 Пасха, Вербное воскресенье 1 24 Природная поверхность нашего края 1 25 Изнедр Донской земли 1 26 Почвы родного края 1 27 Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. 1 28 Природные экосисте мылуга 1 29 Природные экосистемы леса 1 30 Донская земля–житница России 1 31 Сельское хозяйство на Дону: земледелие. 1 32 Казачьи посиделки. 1 33 Славься наш край! 1 34 Итоговое 1 ИТОГО 34 4 класс № п/п Тема урока Дата Количество проведения часов 1 Край, в котором я живу 1 2 О городах и станицах родного края 1 1 5 С днём рождения, родной город(село) ЭкскурсиявсельскийДК. С днём рождения, родной город(село) ЭкскурсиявсельскийДК. У природы нет плохой погоды 6 У природы нет плохой погоды 1 7 Живая вода. 1 8 Живая вода. 1 1 10 Разнообразие водоемов родного края. Главная реканашего края Растения и животные водоёмов. 11 Тайны Донской земли 1 3 4 9 1 1 1 12 Танаис–древний город 1 13 Дикое поле 1 14 Донской край–казачий край 1 15 Первые казачьи городки 1 16 Казачья семья 1 17 Жилище казака 1 18 История вещей.Одежда. 1 19 История вещей.Посуда. 1 20 Славен Дон! 1 21 Сретение.Сороки. 1 22 Встречаптиц 1 23 Пасха,Вербное воскресенье 1 24 Природная поверхность нашего края 1 25 Изнедр Донской земли 1 26 Почвы родного края 1 28 Цвети,мой край родной!Природная экосистемастепи. Природные экосистемы луга 29 Природные экосистемы леса 1 30 Донская земля–житница России 1 31 Сельское хозяйствона Дону: земледелие. 1 32 Казачьи посиделки. 1 ИТОГО 32 27 1 1