МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
начальных классов
СОГЛАСОВАНО
руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Бибиков В.В..
от
Мусаева Л.И. ________________________ Приказ №74
«29»
августа
2024
г.
Протокол №1
Соколова Н.Ф.
от «28» августа 2024 г.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6279433)
"История и природа родного края. Доноведение."
для обучающихся 1 классов
х. Наумовский 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Доноведение» предназначена для организации внеурочной
деятельности с учащимися 1 класса и разработана в соотвестввии с основными
положениями обновленного Федерального государственного образовательного
стандарта основного начального образования, Примерной программы начального
общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности
«Доноведение» Е.Ю.Сухаревской, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2018 г.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
объединения «Доноведение» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели (1 час в
неделю), 2-4 классы- 34 учебные недели.
Раздел II. «Результаты освоения курса»
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской
области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
-
знать:
-
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (34 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры
(3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия
каждого вида);
-
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города
(хутора);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё
местонахождение;
-
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности
Ростовской области;
-
научатся:
личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить
примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер
своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным
универсальным учебным действиям, обеспечивающим
организацию обучающимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять
последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в
случае расхождения с предлагаемым эталоном;
оценивать собственные знания и умения;
доводить дело до конца.
3.
познавательным универсальным учебным действиям, включающим
общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки
устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том
числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту
Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности
растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4.
коммуникативным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или
деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить
рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в
родном городе (хуторе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими
родственниками, местными жителями.
1.
«Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности»
1-2 класс.
Введение (1 ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в
школу.
Я и окружающий мир (5 ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной
безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (22 ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Осень на Дону. Осенние
месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы,
кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения
поля. Жизнь животных осенью. Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в
природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок. Весна на Дону. Весенние месяцы.
Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной. Лето на
Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма.
Жизнь животных летом.
Человек и природа (3 ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (2 ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (зимние обряды). Знакомство
знаменательными событиями военных лет – День освобождения хутора, района.
Экскурсии
со
В школьный двор; по родному хутору: «Родной хутор», «Осень», «Зимняя сказка»,
«Весна», «Лето», «У водоёма», «Дорога от дома до школы», «День освобождения»
(экскурсия к памятнику).
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с
указанием опасных мест. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево
моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных
трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо». Мини-сочинение «Любимый семейный
праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы».
3-4 класс.
Я и окружающий мир (5 ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб,
флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской
области. Города Ростовской области. История хутора: достопримечательности.
Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12 ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области
(гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных
изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых
организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал,
Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив,
Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые –
известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование
природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные
растения Донского края (различение).
Человек и природа (4 ч)
Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае:
земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее
представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (11 ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской
край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище,
посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи,
весенние обряды и праздники на Дону Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
«Родной город (село)»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие
водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу».
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам: «Мир природного сообщества родного
края», «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле». Проекты: «Жизнь и
быт казаков» (изготовление поделок).
Виды и формы учебной деятельности
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик
помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений –
взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах
- командные игры, когда класс делится на две команды.
- при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны
проводиться экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики
знакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять
проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами
классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности
восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей,
способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
«Тематическое планирование»
№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
Тема
Введение
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:
3,4 класс
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
Итого:
Количество
часов
ЦОР, ЭОР
1
5
22
3
3
34
http://school
http://school
http://school
http://school
http://school
5
12
4
13
34
http://school
http://school
http://school
http://school
«Календарно-тематическое планирование»
№
п/п
Тема урока
Введение (1 ч)
1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
Я и окружающий мир (5 ч)
2. С чего начинается Родина…
3. Школа – светлая гавань детства.
4. Дорога от дома до школы (экскурсия).
5. Мои имя, фамилия, отчество…
6. Что ты знаешь о роде своём…
Природа Донского края (22 ч)
7. Осень. Осенние месяцы.
8. Экскурсия. Осенние изменения в природе.
9. Растения осенью.
10. Листья жёлтые летят..
11. Занятия людей осенью.
12. Что растёт на огороде и в саду?
13. Что растёт в поле?
14. Жизнь животных осенью.
15. Осень в моём краю.
16. Экскурсия. Зимняя сказка.
17. Зимние изменения в природе.
18. Жизнь животных зимой.
19. Занятия людей зимой.
20. Весна. Весенние месяцы.
21. Экскурсия. Весенние изменения в природе.
22. Растения весной.
23. Жизнь животных весной.
24. Занятия людей весной.
25. Летние изменения в природе.
26. Растения летом.
27. Животный мир Ростовской области.
28. Родные просторы (экскурсия).
Человек и природа (3 ч)
29. Что растёт у водоёма?
30. Жизнь животных летом.
31. Занятия людей летом.
Жизнь на Дону (2 ч)
32. День освобождения!
33. День освобождения!
ИТОГО
Количе
с тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Дата
2 класс
№
п/п
Тема урока
Введение (1 ч)
1. Вводный урок. Мы теперь не просто дети.
Я и окружающий мир (5 ч)
2. С чего начинается Родина…
3. Школа – светлая гавань детства.
4. Дорога от дома до школы (экскурсия).
5. Мои имя, фамилия, отчество…
6. Что ты знаешь о роде своём…
Природа Донского края (22 ч)
7. Осень. Осенние месяцы.
8. Экскурсия. Осенние изменения в природе.
9. Растения осенью.
10. Листья жёлтые летят..
11. Занятия людей осенью.
12. Что растёт на огороде и в саду?
13. Что растёт в поле?
14. Жизнь животных осенью.
15. Осень в моём краю.
16. Экскурсия. Зимняя сказка.
17. Зимние изменения в природе.
18. Жизнь животных зимой.
19. Занятия людей зимой.
20. Весна. Весенние месяцы.
21. Экскурсия. Весенние изменения в природе.
22. Растения весной.
23. Жизнь животных весной.
24. Занятия людей весной.
25. Летние изменения в природе.
26. Растения летом.
27. Животный мир Ростовской области.
28. Родные просторы (экскурсия).
Человек и природа (3 ч)
29. Что растёт у водоёма?
30. Жизнь животных летом.
31. Занятия людей летом.
Жизнь на Дону (2 ч)
32. День освобождения!
33. Вместе дружная семья.
34 Обобщающий урок.
ИТОГО
Количе
с тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Дата
3 класс
Тема урока
№
п/п
1 Край, в котором я живу
Колич
ес тво
Дата проведения
часов
1
О городах и станицах родного края
1
3
4
С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в
сельский ДК.
С днём рождения, родной город(село) Экскурсия в
сельский ДК.
1
1
5
У природы нет плохой погоды
1
6
7
У природы нет плохой погоды
Живая вода.
1
1
8
Живая вода.
1
2
Разнообразие водоемов родного края. Главная река
9 нашего края
10 Растенияиживотныеводоёмов.
1
1
11 Тайны Донской земли
1
12 Танаис–древний город
1
13 Дикое поле
1
14 Донской край–казачий край
15 Первые казачьи городки
1
1
16 Казачья семья
1
17 Жилище казака
18 История вещей. Одежда.
1
1
19 История вещей.Посуда.
20 СлавенДон!
1
1
21 Сретение.Сороки.
1
22 Встреча птиц
1
23 Пасха, Вербное воскресенье
1
24 Природная поверхность нашего края
1
25 Изнедр Донской земли
1
26 Почвы родного края
1
27 Цвети, мой край родной! Природная экосистема
степи.
1
28 Природные экосисте мылуга
1
29 Природные экосистемы леса
1
30 Донская земля–житница России
1
31 Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
1
32 Казачьи посиделки.
1
33 Славься наш край!
1
34 Итоговое
1
ИТОГО
34
4 класс
№ п/п
Тема урока
Дата
Количество
проведения
часов
1
Край, в котором я живу
1
2
О городах и станицах родного края
1
1
5
С днём рождения, родной город(село)
ЭкскурсиявсельскийДК.
С днём рождения, родной город(село)
ЭкскурсиявсельскийДК.
У природы нет плохой погоды
6
У природы нет плохой погоды
1
7
Живая вода.
1
8
Живая вода.
1
1
10
Разнообразие водоемов родного края. Главная
реканашего края
Растения и животные водоёмов.
11
Тайны Донской земли
1
3
4
9
1
1
1
12
Танаис–древний город
1
13
Дикое поле
1
14
Донской край–казачий край
1
15
Первые казачьи городки
1
16
Казачья семья
1
17
Жилище казака
1
18
История вещей.Одежда.
1
19
История вещей.Посуда.
1
20
Славен Дон!
1
21
Сретение.Сороки.
1
22
Встречаптиц
1
23
Пасха,Вербное воскресенье
1
24
Природная поверхность нашего края
1
25
Изнедр Донской земли
1
26
Почвы родного края
1
28
Цвети,мой край родной!Природная
экосистемастепи.
Природные экосистемы луга
29
Природные экосистемы леса
1
30
Донская земля–житница России
1
31
Сельское хозяйствона Дону: земледелие.
1
32
Казачьи посиделки.
1
ИТОГО
32
27
1
1