26.11.2018
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено Педагогический совет протокол № 9 от 27.08.2017г. | Утверждаю Директор МБОУ Наумовская ООШ __________________ В.В.Бибиков Приказ № 114 от 28 августа 2017 г.
|
Программа
семейноговоспитания и социализации учащихся 1-9 классов«Семьеведение»
2017г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 1-9 классов. Она разработана на основе авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Уставом МБОУНаумовская ООШ;
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.)
- Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
- Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;
Цель программы: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
Задачи:
- дать общее представление о предназначении семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека;
- способствовать формированию убеждения о важности семьи, в святости понятия «семья», необходимости беречь ее;
- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;
- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи;
- учить приемам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;
- развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;
- определить роль членов семьи;
- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
-продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи;
- продолжить формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
- способствовать формированию культурного поведения в семье;
- побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
- снижение асоциального поведения среди подростков;
- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;
- содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
- продолжить пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
- дать основы знаний по семейному жизнеустройству;
- прививать основные умения исследовательской работы;
- научить правилам оформления исследовательской работы;
- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории.
- дать представление об основных этапах динамики семейных отношений, типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- рассказать об основных психологических характеристиках, связанных с половыми различиями, и характере их влияния на супружескую и семейную жизнь;
- раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения программы, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. В связи с этим созрела потребность в разработке специальной программы, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики.
В результате ознакомления с программой школьники должны:
- знать основные этапы динамики семейных отношений типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;
- знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;
- знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;
- владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.
Программой реализуется за счет классных часов, 1 раз в месяц в каждом классе.
Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Тематика классных часов
1 класс
1. Моя семья. Мои родители. Бабушки и дедушки
2. Семья и здоровье. Семейный досуг
3. Семейные будни
4. Наша дом – наша квартира
5. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?
6. Праздник папы, дедушки и брата
7. Праздник бабушки, мамы и сестры
8. Генеалогическое древо семьи
9. Праздник семьи
2 класс
1. Моя семья – часть моего народа
2. Семейный досуг
3. Семья и здоровье
5. Семейный бюджет
6. Уход за комнатными растениями
7. Уход за домашними животными.
8. Особенность уклада, строя жизни семьи.
9. Как защитить свой дом.
3 класс
1. Родственное пространство семьи.
2. Генеалогическое древо семьи.
3. Свободное время и семья.
4. Семейный бюджет.
5. Экономия и бережливость.
6. Семейные праздники.
7. Семейная память.
8. История моей семьи.
9. Семейные реликвии.
4 класс
1. Я тоже хозяин/хозяйка в своём доме!
2. Деньги – зачем они нужны?
3. Спортивные занятия - правило жизни семьи.
4. Музыка в доме.
5. Если кто-то тебя обидел.
6. Я поздравляю родных с праздником.
7. Поздравляем мам и бабушек с Женским днём.
8. Отец в семье – главный мужчина!
9. Как я берегу своё здоровье.
5 класс
1. Семья - ячейка общества.
2. Семья и государство.
3. Счастливая семья.
4. Загляните в мамины глаза.
5. Семейные заботы.
6. Дому нужен хозяин.
7. Родословная семьи. Знакомство с родословными великих людей.
8. Я и мое имя.
9. Семейные праздники. Семейные традиции.
10. Ключ от счастья.
6 класс
1. Семья как пространство жизнедеятельности.
2. Наши роли в семье.
3. Разговор об этикете.
4. Семейный этикет.
5. Добро, зло, терпимость.
6. Доброта в нас и вокруг нас.
7. Семья в моей жизни. Эти вредные конфликты.
8. Как преодолеть конфликт в семье.
9. Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников.
7 класс
1. Брак как основа семьи.
2. Семья как социальный институт.
3. Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем.
4. Связанная с семьей тревожность.
5. На пути к гармонии.
6. Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.
7. Родители и дети.
8. Семейное право в России: XXI век.
9. Я- ребенок! Я - гражданин!
8 класс
1. Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды.
2. Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе.
3. Демографическая ситуация в мире.
4. Семейные отношения как объект права.
5. Права и обязанности родителей и детей.
6. Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей.
7. Значение семейных ценностей в современном мире.
8. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны.
9. Идеальная модель семьи.
9 класс
1. Брак как основа семьи.
2. Семья в современном обществе: тенденции развития.
3. Семейное право в России: ХХI век
4. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе.
5. Воспитательный потенциал современной семьи.
6. Брак и семья с позиций иудаизма.
7. Православие о браке и семье.
8. Традиции брака и семьи в буддизме.
9. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.
Методическая литература и источники
1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.
2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. 414 с.
5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ /Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96.
6. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках //THESIS.1994. № 6.
7. Голод С.И.XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
8. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
9. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
10. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
11. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.
12. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение: Учеб. -метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с.
13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб.пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат. -торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
14. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
15. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.
16. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
17. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
18. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. – Новосибирск, 2000.
19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319 с.
20. Савинов Л. И. Семьеведение: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2000.
21. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
22. Синельников А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние демографических характеристик. – М., 1977. 19 с.
23. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников – СПб.: Директ, 2007. 384с.
24. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. 342 с.
25. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб.пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. 238 с.
26. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. – М., 2001. 254 с.