Программа "Семьеведение 1-9 кл."

26.11.2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

Педагогический совет

протокол № 9

от 27.08.2017г.

Утверждаю

Директор

МБОУ Наумовская ООШ

__________________ В.В.Бибиков

Приказ № 114 от 28 августа 2017 г.

Программа

семейноговоспитания и социализации учащихся 1-9 классов«Семьеведение»

2017г.

Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 1-9 классов. Она разработана на основе авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Уставом МБОУНаумовская ООШ;

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

- Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.)

- Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";

- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

- Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации;

Цель программы: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

Задачи:

- дать общее представление о предназначении семьи, роли семейной жизни в удовлетворении потребностей человека;

- способствовать формированию убеждения о важности семьи, в святости понятия «семья», необходимости беречь ее;

- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их достижения;

- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам семьи;

- учить приемам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем;

- развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;

- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;

- определить роль членов семьи;

- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;

- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;

-продолжить знакомство учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение домашнего хозяйства, ресурсы семьи;

- продолжить формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;

- способствовать формированию культурного поведения в семье;

- побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;

- снижение асоциального поведения среди подростков;

- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;

- содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;

- продолжить пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;

- дать основы знаний по семейному жизнеустройству;

- прививать основные умения исследовательской работы;

- научить правилам оформления исследовательской работы;

- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к семейно-родовой истории.

- дать представление об основных этапах динамики семейных отношений, типичных для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- рассказать об основных психологических характеристиках, связанных с половыми различиями, и характере их влияния на супружескую и семейную жизнь;

- раскрыть механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка.

Знания и навыки, приобрета­емые в ходе освоения программы, позволяют значительно расширить и углубить систе­му знаний школьников о психологических основах семейных от­ношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудно­стей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни. В связи с этим созрела потребность в разработке специаль­ной программы, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и му­жа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики.

В результате ознакомления с программой школьники должны:

- знать основные этапы динамики семейных отношений типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- знать основные психологические характеристики, связан­ные с половыми различиями, и характер их влияния на супруже­скую и семейную жизнь;

- знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;

- владеть приемами саморегуляции и конструктивного ре­шения возникающих в семейной жизни проблем.

Программой реализуется за счет классных часов, 1 раз в месяц в каждом классе.

Программа формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Тематика классных часов

1 класс

1. Моя семья. Мои родители. Бабушки и дедушки

2. Семья и здоровье. Семейный досуг

3. Семейные будни

4. Наша дом – наша квартира

5. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

6. Праздник папы, дедушки и брата

7. Праздник бабушки, мамы и сестры

8. Генеалогическое древо семьи

9. Праздник семьи

2 класс

1. Моя семья – часть моего народа

2. Семейный досуг

3. Семья и здоровье

4. Семейные праздники.Хочу такой сайт

5. Семейный бюджет

6. Уход за комнатными растениями

7. Уход за домашними животными.

8. Особенность уклада, строя жизни семьи.

9. Как защитить свой дом.

3 класс

1. Родственное пространство семьи.

2. Генеалогическое древо семьи.

3. Свободное время и семья.

4. Семейный бюджет.

5. Экономия и бережливость.

6. Семейные праздники.

7. Семейная память.

8. История моей семьи.

9. Семейные реликвии.

4 класс

1. Я тоже хозяин/хозяйка в своём доме!

2. Деньги – зачем они нужны?

3. Спортивные занятия - правило жизни семьи.

4. Музыка в доме.

5. Если кто-то тебя обидел.

6. Я поздравляю родных с праздником.

7. Поздравляем мам и бабушек с Женским днём.

8. Отец в семье – главный мужчина!

9. Как я берегу своё здоровье.

5 класс

1. Семья - ячейка общества.

2. Семья и государство.

3. Счастливая семья.

4. Загляните в мамины глаза.

5. Семейные заботы.

6. Дому нужен хозяин.

7. Родословная семьи. Знакомство с родословными великих людей.

8. Я и мое имя.

9. Семейные праздники. Семейные традиции.

10. Ключ от счастья.

6 класс

1. Семья как пространство жизнедеятельности.

2. Наши роли в семье.

3. Разговор об этикете.

4. Семейный этикет.

5. Добро, зло, терпимость.

6. Доброта в нас и вокруг нас.

7. Семья в моей жизни. Эти вредные конфликты.

8. Как преодолеть конфликт в семье.

9. Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников.

7 класс

1. Брак как основа семьи.

2. Семья как социальный институт.

3. Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем.

4. Связанная с семьей тревожность.

5. На пути к гармонии.

6. Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других.

7. Родители и дети.

8. Семейное право в России: XXI век.

9. Я- ребенок! Я - гражданин!

8 класс

1. Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды.

2. Понятие семьи, её происхождения как социального института. Роль семьи в обществе.

3. Демографическая ситуация в мире.

4. Семейные отношения как объект права.

5. Права и обязанности родителей и детей.

6. Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в воспитании детей.

7. Значение семейных ценностей в современном мире.

8. Роль семьи в годы Великой Отечественной войны.

9. Идеальная модель семьи.

9 класс

1. Брак как основа семьи.

2. Семья в современном обществе: тенденции развития.

3. Семейное право в России: ХХI век

4. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе.

5. Воспитательный потенциал современной семьи.

6. Брак и семья с позиций иудаизма.

7. Православие о браке и семье.

8. Традиции брака и семьи в буддизме.

9. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.

Методическая литература и источники

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра - М, 2010.

2. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.

4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. – М., 2000. 414 с.

5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ /Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85-96.

6. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках //THESIS.1994. № 6.

7. Голод С.И.XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ С.И. Голод. - СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.

8. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.

9. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.

10. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.

11. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.

12. Карцева Л.В., Яныкина А.Н., Богачёва Н.В., Низамиева О.Н., Савич Л.Е. Семьеведение: Учеб. -метод. пособие. – Казань, 2015. 199 с.

13. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб.пособие. – 2-е изд-е. - М.: Издат. -торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.

14. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.

15. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.

16. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

17. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.

18. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. – Новосибирск, 2000.

19. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Инс-та Психотерапии, 2003. 319 с.

20. Савинов Л. И. Семьеведение: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2000.

21. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

22. Синельников А.Б. Социально-экономический потенциал семей: влияние демографических характеристик. – М., 1977. 19 с.

23. Солодовников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодовников – СПб.: Директ, 2007. 384с.

24. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. 342 с.

25. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб.пособие. М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. 238 с.

26. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. – М., 2001. 254 с.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти