РП внеурочной деятельности Сложные вопросы русского языка 8-9 классы на 203-2024 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Районный отдел образования администрации Пролетарского района
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности (8-9 класс)

«Сложные вопросы русского языка»

х.Наумовский 2023-2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с ФГОС общего образования на основе Федеральной целевой программы «Культура России» для
основных общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса «Трудные вопросы русского языка» составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе
Федеральной целевой программы «Культура России». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также
учебное пособие «Русский язык и культура речи» под редакцией Измайловой Л.В., Демьяновой Н.Н., Меньшиковой Н.П., спецкурс
С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения
гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на
уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся,
способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Цель занятий:
- развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9
класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
- воспитание любови и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
- развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- развитие интереса к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметные.
Выпускник научится:


знать трудные случаи правописания



понимать их роль в общекультурном развитии человека



объяснять языковое явление



уметь применять знания при тестировании



формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала



формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.



активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;



определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами
лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;



работать над расширением словарного запаса;



опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

Выпускник получит возможность научиться:



работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за
консультацией к учителю);



четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;



выполнять различные типы тестовых заданий;



самостоятельно распределять время на выполнение заданий;



четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;



хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;



правильно отмечать в бланке вариант ответа;



вносить исправления в бланк экзаменационной работы;



сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;



определять синтаксические конструкции.

Направления деятельности:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической
работы с ним;
сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как предмета, формирующего
духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;

• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий
• использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется
через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных
теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками
логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
Основными характеристиками стремления к самосовершенствованию школьников могут служить: повышение процента учащихся в
творческих кружках и объединениях во внеурочное время в школе;
Формы и методы работы:
- экскурсии в музеи, библиотеки, типографию.
- сотрудничество с районным и школьным музеями – форма, отличающаяся активной деятельностью всего состава, ярко выраженной
однородностью интересов; форма, охватывающая работой учащихся разных возрастов.
- выполнение поручений классного коллектива, учителя, то есть исполнительская деятельность, элемент творчества незначителен либо
отсутствует вовсе; поручение выполняется в короткий срок;
- выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.
- участие в ученических конференциях, викторинах, олимпиадах, конкурсах смекалистых, в «Филологических турнирах», в Международном
конкурсе «Русский медвежонок».
- игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд».
- сотрудничество с районной и школьной библиотекой.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных
случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих

сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных
правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии
и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию
творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо
применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего это работа с
обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и
орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается
проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные
нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое
изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений,
важнейшими из которых являются следующие:


умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;



умение адекватно воспринимать авторский замысел;



умение вычленять главное в информации;



умение сокращать текст разными способами;



умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;



умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел
авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части
проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его
культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую
базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только
одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в
соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой
работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в
доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая
способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического
сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю)
Содержание учебного курса
1. Тема, идея текста.
2. Композиционная структура текста.
3. Способы сокращения текста
4. Лексика русского языка
5. Орфограммы в корнях слов
6. Правописание приставок
7. Правописание суффиксов
8. Правописание производных предлогов
9. Текст. Идея текста
10. Проблемы текста

Календарно - тематическое планирование
ДАТА

№ уро

Тема урока

ка

Кол- Содержание учебного материала
во
часов

06.09

1

Структура
экзаменационной работы по
русскому языку в новой
форме и критерии её
оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольноизмерительных материалов.

13.09

2

Тренировочные задания по
оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков.
Оформление бланка №1, оформление бланка
ответов.

20.09

3

«Определение, признаки и
характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы
их установления и
формулирования».
Практическая работа № 1

1

Основные требования к написанию подробного или
сжатого изложения.

Композиция, логическая,

1

27.09

4

Написание подробного или сжатого изложения по
предложенному тексту
Анализ работ обучающихся: содержание,
стилистические ошибки, речевые недочёты,
нарушение абзацев, грамматические,

грамматическая структура
текста
04.10

орфографические, синтаксические ошибки.

5

Понятие о микротеме.
Соотношение микротемы и
абзацного строения текста.
Представление об абзаце
как о пунктуационном
знаке

1

6

Главная и второстепенная
информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в
определении границ
главной информации.
Способы сокращения
текста: грамматические,
логические,
синтаксические.

1

7

Практическая работа № 2
«Написание сжатого
изложения»

1

8

Лексика. Лексическое
значение слова. Лексика
русского языка с точки
зрения происхождения и
употребления.

1

9

Синонимы, антонимы,

1

11.10

18.10

01.11

Это работа по определению лексического значения
слова, по различению контекстных значений
многозначных слов, знакомство с нормами
лексической сочетаемости, принципами
синонимической замены, работа по расширению
словарного запаса учеников. Специальные
упражнения учат школьников опознавать средства

омонимы, фразеологизмы.

08.11

15.11

10-11

22.11

Практическая работа № 3
«Изобразительновыразительные средства
русской речи».

2

выразительности русской речи, без чего невозможно
в полной мере содержательно анализировать текст.
Обучать опознаванию средств выразительности речи
и их функциям в тексте

Работа над ошибками.
12-13

«Словосочетание. Виды
связи слов в
словосочетании».
Практическая работа № 4

14-15

«Орфограммы в корнях
2
слов». Практическая работа
№5

27.12

16

«Предложение.
1
Грамматическая основа
предложения. Виды
сказуемых. Односоставные
предложения».
Практическая работа № 6

10.01

17

«Правописание приставок.
Второстепенные члены
предложения. Однородные
члены предложения. Знаки
препинания при
однородных членах
предложения. Простое

29.11
06.12

13.12
20.12

2

1

Работа по закреплению орфографических и
пунктуационных навыков учащихся. Выполняя
специальные упражнения, девятиклассники учатся
находить в тексте конкретные примеры,
иллюстрирующие определенные орфографические
правила, что требуется при выполнении части В
заданий ГИА.

осложненное
предложение».
Практическая работа № 7
17.01
18

«Правописание суффиксов. 1
Морфология.
Обособленные члены
предложения. Простое
осложненное
предложение».
Практическая работа № 8

19

«Правописание Н, НН в
1
разных частях речи.
Вводные слова и
предложения. Вставные
конструкции. Обращения».
Практическая работа № 9

20

«Гласные после шипящих.
Ь после шипящих. Виды
сложных предложений.
Знаки препинания в
сложном предложении.
Типы придаточных
предложений».
Практическая работа № 10

1

21

«Слитное и раздельное
написание НЕ с разными
частями речи.

1

24.01

31.01

07.02

Сложноподчиненные
предложения с
несколькими
придаточными. Типы
соподчинения».
Практическая работа № 11

14.02
22

«Сложные слова. Слитные, 1
раздельные, дефисные
написания. Бессоюзные
сложные предложения.
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении».
Практическая работа № 12

23

«Правописание
1
производных предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц.
Частицы НЕ-НИ».
Практическая работа № 13.

21.02

28.02

24

Способы оформления
чужой речи (прямая речь,
косвенная речь, диалог,
цитаты)

1

25

Сложные предложения с
разными видами связи.
Средства речевой
выразительности

1

26

Контрольная работа № 2.
(Тестирование)

1

07.03

14.03

Работа над ошибками
21.03

27

Сочинение-рассуждение С2 1
«Тема и идея текста.
Проблемы, поднятые
автором текста.
Композиция сочинения
рассуждения. Тезисы и
аргументы. Цитирование».
Практическая работа № 15

04.04

28

Сочинение-рассуждение
С2.
«Позиция автора.
Собственная позиция.

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором
текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы
и аргументы. Цитирование.

Написание сочинения-рассуждения по
предложенному тексту.

Подбор аргументов».
Практическая работа № 15

11.04
29

Сочинение-рассуждение
С2. Анализ работ.

30

Сочинение-рассуждение на 1
лингвистическую тему С1.

1

18.04

Заключение. Содержание заключения. Как
правильно сделать вывод. Написание заключения.

«Оформление вступления и
концовки сочинения».
Практическая работа № 16

25.04
16.05

Анализ работ обучающихся: логическая
последовательность, исправление стилистических,
грамматических, орфографических, пунктуационных
ошибок.

31-32

Урок контроля

33-34

Репетиционный экзамен по 2
материалам Федерального
официального сборника

2

Написание сочинения-рассуждения

23.05
30.05

Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б9, сочинениерассуждение С2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».