РП по Финансовой грамотности 8-9 класс на 2023-2024 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
РОО Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для 8-9 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год учебный год
Составитель: Пермякова Елена Викторовна
учитель

Х. Наумовский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение
планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на
приобщение к общечеловеческим ценностям.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной
жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово -грамотного
поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности
и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой
области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к
учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как
математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками,
диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного,
профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также
навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в
малых группах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в
сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–7 классах, 34 часа — в 8-9 классах.
Форма обучения: очная.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8
классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с

изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ
от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
28 декабря 2018 г. N 345»);
В 8 классах дети обучаются в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они
обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится
необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального
поведения в современных условиях финансового мира. В данном курсе вопросы
бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах,
исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание
уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется
формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой
информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8
классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся
отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и
компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых
институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др. Личностные
результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8 классе включают в себя:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять
возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
- сформированность умения устанавливать причинно – следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами

умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных
источников.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс – мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
-владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны
и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников
доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных
видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных
норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные
жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования
банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса
валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в
РФ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8
классе включают в себя:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
 готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
 владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
 владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
 сформированность умения устанавливать причинно – следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
 умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки;
 вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
 анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс – мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
 владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения

страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и
способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов,
предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов
государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации,
видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования
банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов
определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов
устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Происхождение денег, источники денежных средств семьи, контроль семейных расходов, построение семейного бюджета. Знать о
происхождении денег, источниках денежных средств семьи. Уметь контролировать семейные расходы. Знать построение семейного
бюджета. Уметь пользоваться дебетовой картой. Определять причины роста инфляции. Развивать критическое мышление.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций, финансовое планирование как способ
повышения благосостояния. Знать финансовые организации. Понимать принцип хранения денег на банковском счёте. Знать способы
увеличения семейных доходов. Уметь планировать свои расходы и приумножать свои доходы. Уметь рассчитывать реальный
банковский процент, Уметь отличать инвестиции от сбережений. Уметь анализировать договоры. Искать необходимую информацию на
сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений.
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться, риски в мире денег. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с
финансовой точки зрения. Уметь предугадывать риски в мире денег и справляться с ними. Уметь читать договор страхования. Уметь
рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию. Уметь пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банки и их роль в жизни семьи. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Понимать устройство банковой системы. Понимать
ответственность и рискованность занятия бизнесом. Уметь читать договор с банком. Уметь рассчитывать банковский процент и сумму
выплат по вкладам. Находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвященных созданию малого бизнеса. Рассчитывать
издержки, доход, прибыль. Переводить одну валюту в другую.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги и их роль в жизни семьи, пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Понимать неотвратимости наказания
(штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет. Уметь находить актуальную информацию о
пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Планировать расходы на уплату налогов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Как контролировать семейные

всего

1

Количество часов
контрольные
практические
работы
работы

Дата изучения

Виды деятельности

Управление денежными средствами семьи (4ч.)
02.09.23
Мастерская портфолио.

6

Виды, формы контроля Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Устный и письменный

www.7budget.r

1.

2.
3.

расходы и зачем это делать
Что может происходить с деньгами и
как это влияет на финансы нашей
семьи
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные
доходы

Итого по разделу:

1

09.09.23

Постановка учебной задачи.

1

16.09.23

Постановка учебной задачи.

1

23.09.23

Постановка учебной задачи.

u
www.7budget.r
u

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
http://www.iro.y
ar.ru

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net

4

Что такое семейный бюджет и как его
построить
Как оптимизировать семейный
бюджет
Проектная работа

1

1

Для чего нужны финансовые
организации
Как увеличить семейные расходы с
использованием финансовых
организаций
Для чего нужно осуществлять
финансовое планирование

1

Как осуществлять финансовое
планирование на
разных жизненных этапах
Проектная работа

1

1

12.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря
кормильца

13.

4.

контроль
Устный и письменный
контроль

Способы повышения семейного благосостояния (15ч.)
1
30.09.23
Практикум
07.10.23

Защита проектов.

1

14.10.23

Практикум

1

21.10.23

Практикум

1

11.11.23

Мини – исследование.

1

18.11.23

Защита проектов.

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

1

25.11.23

Практикум

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

1

02.12.23

Практикум

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

1

09.12.23

Мини – исследование.

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

1

16.12.23

Защита проектов.

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

14.

ОЖС: болезнь, потеря работы,
природные и техно- генные
катастрофы
Чем поможет страхование

23.12.23

Практикум

15.

Какие бывают финансовые риски

1

13.01.24

Игра.

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
www.7budget.r
u

16.

Что такое финансовые пирамиды

1

20.01.24

Защита проектов.

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

17.

Проектная работа

1

27.01.24

Контроль знаний.

Устный и письменный
контроль

http://www.iro.y
ar.ru

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

1

1

1

7

18.

Что такое банк и чем он может быть
вам полезен

1

Итого по разделу:

03.02.24

Выставка портфолио.

Риски в мире денег (10ч.)
10.02.24
Практикум.

Польза и риски банковских карт

1

1

20.

Что такое бизнес

1

1

17.02.24

Практикум.

21.

Как создать свое дело

1

1

03.023.24

Практикум.

22.

1

10.03.24

Игра.

1

17.03.24

Мини- исследование.

24.

Что такое валютный рынок и как он
устроен
Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валю- те
Проектная работа

07.04.24

Практикум.

25.

Что такое налоги и зачем их платить

1

14.03.24

Экскурсия

26.

Какие налоги мы платим

1

21.03.24

Защита проектов.

27.

Что такое пенсия и как сделать ее
достойной
Проектная работа

1

28.03.24

Контроль знаний.

1

05.05.24

Выставка портфолио.

28.

Итого по разделу:
29.
30.
31.

вашифинансы.
рф

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
http://www.iro.y
ar.ru
вашифинансы.
рф

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.finagram.
com
www.finagram.
com
www.finagram.
com

15

19.

23.

Устный и письменный
контроль

1

1

10
Человек и государство: как они взаимодействуют Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 3часа
1
12.05.24
Решение заданий.

Что такое пенсия и как сделать ее
достойной
Повторение. Закрепление изученного.
Итоговый урок. Промежуточная
аттестация

1

19.05.24

Решение заданий.

1

24.05.24

Решение заданий.
.

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
32

10

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010.
Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ








Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru
www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования.
www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
Технические средства обучения (средства ИКТ)
№ Наименования объектов и средств материальноп/п
технического обеспечения

Необходимое
количество

1

Мультимедийный проектор

1

2

Экран для мультимедийного
проектора

1

3

Компьютер

1

4

Колонки

1 пара

5

Камера

1

Примечания, методический
комментарий

Раздел V. Список литературы


Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.



Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная
программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.



Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
9



Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е.,
Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные
материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.
ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. —
http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
8. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики вшколе —
http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_
2.pdf

№
п/п

Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения
Содержание
Согласование
Подпись
изменений,
с курирующим
учителя –
дополнений
предмет
предметника,
заместителем
внесшего запись
директора по
УВР (подпись,
расшифровка
подписи, дата)

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».