РП внеурочной деятельности Разговоры о важном_5-9 класс 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов
на 2023-2024учебный год

х. Наумовский 2023 год

Пояснительная записка











Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
Методических рекомендаций «Разговоры о важном» 202 года,разработанных ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2023/24
учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развитияобразования»;
основной образовательной программы МБОУ Наумовской ООШ
Цель курса: развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью.
Задачи курса:
1. Формировать:
 российскую гражданскую идентичность обучающихся;
 интерес к познанию;
 осознанное отношение к своим правам и свободам и уважительного отношения к
правам и свободам других;
 мотивацию к участию в социально-значимой деятельности;
 готовность к личностному самоопределению.
2. Развивать:
 общекультурную компетентность школьников;
 умение принимать осознанные решения и делать выбор.
3. Способствовать:
 осознанию обучающимися своего места в обществе;
 самопознанию обучающихся, познанию своих мотивов, устремлений, склонностей;
 выстраиванию обучающимися собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм.
Место курса в плане внеурочной деятельности _МБОУ Наумовской ООШ: учебный курс
предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в неделю. 34часа в год в
каждом классе.
Форма проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном»
разговор и/или беседа с обучающимися.
Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по
обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной
России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и
повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным
отношением
к
собственным
поступкам.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
В основе определения содержания и тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1. Соответствие датам календаря.
2. Значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно:
государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий.
Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние
семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по
воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например,
«190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215-летие со
дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня
рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с
текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру:
«Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)» и др.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы, поэтому
тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление
у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Поэтому в планируемых результатах

каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые
являются предметом обсуждения.
Основные ценности
1.Историческая память
-историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
-историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
-историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических
фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2.Преемственность поколений
-каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт,
продолжает его достижения, традиции;
-семья построена на сохранении преемственности поколений.
Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «О взаимоотношениях в
семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими
и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый
человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших
предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3.Патриотизм – любовь к Родине
-патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
-любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному
дому, малой родине;
-патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве
гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров
о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой
жизни.
4.Доброта, добрые дела
-доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать,
помочь без ожидания благодарности;
-благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые
времена и в настоящее время, тема волонтерства.

5.Семья и семейные ценности
-семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими
делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
-каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
-обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее
делах, помогать родителям;
-семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на
занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6.Культура России
-культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
-российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
-культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература,
изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и
разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии
построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и
музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к
Международному дню цирка)».
7.Наука на службе Родины
-наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
-в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою
деятельность;
-в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе
обсуждения тем: «190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я
вижу Землю! Это так красиво».
На внеурочных занятиях, как не учебных, формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года, учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному
осознанному
их
принятию.

Содержание курса внеурочной деятельности
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся
различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники - чем
гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская - её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и
стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству,
истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской
Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и
благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление
гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона,
страны - достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию - проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник
и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в
дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь - основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим - норма жизни в нашем
обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых
задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей
жизни человека. Они приводятк депрессивному состоянию, которое, в свою очередь,
может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими,
неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в
коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как смотреть на мир позитивно,
как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься до
«травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный
во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое
культурно- историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию.
Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но
и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками
героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с
миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и
моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины.
Единство нации - основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех
народов является главным в жизни страны. Пока мы едины - мы непобедимы.

Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как
границы государства, это основа и залог существования современной страны.
Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для
будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.
Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения
энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика
развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных
отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Появление новых профессий
связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России - это союз мужчины и женщины, которые создают и
поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные
семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом,
друзья,родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине
человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина - это не просто
территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически
сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг
другу, оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры
милосердия - история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия
начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные
новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних
праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России - «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи
информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем.
«Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого
научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том
числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан?
Выплата налогов
- обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный
паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был
полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает
правами?Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России
- государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные
ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и
поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в
нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих
областях
наукии
искусства
Д.И.
Менделеева.

День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире,
которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали,
открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня
может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798);
командующего русско- турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800),
адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни?
Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры
настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому
быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое
призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального
самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков.
Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи - 2024. Сириус - федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых
российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия - здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться
поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения
играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной
стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,
цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь - признанный классик русской литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои,
ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд - это право или обязанность человека? Работа
мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила
Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания
идеятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С.
Пушкина в формирование современного литературного русского языка.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение 35 37 к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Метапредметные результаты
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1. базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
-предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
-делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2.базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
-проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3.работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
-оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
-эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1.Общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
-публично
представлять
результаты
выполненного опыта
(эксперимента,
исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты
с
использованием
иллюстративных
материалов;

2.Совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
-сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1.самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
-делать выбор и брать ответственность за решение;
2.самоконтроль:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;

3.эмоциональный интеллект:
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-выявлять и анализировать причины эмоций;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-регулировать способ выражения эмоций;
4.принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
-принимать себя и других, не осуждая;
-открытость себе и другим;
-осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности.
Русский язык:
-совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
-формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы;
-участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;
-овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым);
-формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
-подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста;
-выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
-извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею.
Литература:
-понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в
формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации;
-понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
-овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных
произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных
смыслов;

-овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;
-развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии
на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии;
-умение аргументированно оценить прочитанное.
Иностранный язык:
-умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях
народов России и других стран.
Информатика:
-освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий;
-соблюдение сетевого этикета, базовых норм информационной этики и права при
работе с приложениями на любых устройствах и в интернете, выбирать безопасные
стратегии поведения в Сети.
История:
-соотнесение событий истории разных стран и народов с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, событиями истории родного края и
истории России
-определение современников исторических событий, явлений, процессов;
-выявление особенностей развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи;
-умение рассказать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного
края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических
понятий;
-выявление существенных черт и характерных признаков исторических событий,
явлений, процессов;
-установление причинно-следственных, пространственных, временных связей
исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязи (при
наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI века;
-определение и аргументация собственной или предложенной точки зрения с опорой
на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
-приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мираи
взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к
историческому наследию народов России.
Обществознание:
-освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях
в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об
основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том

числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об
основах государственной бюджетной и денежно- кредитной, социальной политики,
политики в сфере культуры и образования; о противодействии коррупции в
Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
-умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
(в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
-сравнение (в том числе установление оснований для сравнения) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций;
-установление и объяснение взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов
в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сферу
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные
знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов социальной действительности;
-умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной
действительности;
-умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом;
-умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности;
-осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
-осознание ценности культуры и традиций народов России.
География:
-географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;
-установление взаимосвязи между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами;
-умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития.

Тематическое планирование
Тематическое планирование рассчитано на 36 часов в год в 5–9-х классах в соответствии
с рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на 2023/24
учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». При
этом данное тематическое планирование будет скорректировано в ходе учебновоспитательного процесса в соответствии с планированием на сайте razgovor.edsoo.ru и
часами, выделенными на курс «Разговоры о важном» в плане внеурочной деятельности
ООО: 34 часа в год в 5–9-х классах.

5-7 классы
№п\п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

Тема занятия

День знаний
Там, где Россия
Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои
Космодемьянской
Избирательная система России (30 лет ЦИК)
День учителя (советники по воспитанию)
О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный
день психического здоровья, профилактика
буллинга)
По ту сторону экрана. 115 лет кино в России
День спецназа
День народного единства
Россия: взгляд в будущее. Технологический
суверенитет / цифровая экономика / новые
профессии
О взаимоотношениях в семье (День матери)
Что такое Родина? (региональный и местный
компонент)
Мы вместе
Главный закон страны
Герои нашего времени
Новогодние семейные традиции разных народов
России
От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана
Фёдорова
Налоговая грамотность

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
1
1
1

ЦОР/ЭОР

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Непокоренные. 80 лет со дня полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Союзники России
190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки
День первооткрывателя
День защитника Отечества. 280 лет со дня
рождения Федора Ушакова
Как найти свое место в обществе
Всемирный фестиваль молодежи
«Первым делом самолеты». О гражданской авиации
Крым. Путь домой
Россия – здоровая держава
Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню
цирка)
«Я вижу Землю! Это так красиво»
215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя
Экологичное потребление
Труд крут
Урок памяти
Будь готов! Ко дню детских общественных
организаций
Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня
рождения А. С. Пушкина
Итого

1

razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

36

8-9 классы
№п\п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема занятия

День знаний
Там, где Россия
Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои
Космодемьянской
Избирательная система России (30 лет ЦИК)
День учителя (советники по воспитанию)
О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный
день психического здоровья, профилактика
буллинга)
По ту сторону экрана. 115 лет кино в России
День спецназа
День народного единства
Россия: взгляд в будущее. Технологический
суверенитет / цифровая экономика / новые
профессии
О взаимоотношениях в семье (День матери)
Что такое Родина? (региональный и местный
компонент)
Мы вместе
Главный закон страны
Герои нашего времени
Новогодние семейные традиции разных народов
России
От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана
Фёдорова
Налоговая грамотность
Непокоренные. 80 лет со дня полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Союзники России
190 лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки
День первооткрывателя
День защитника Отечества. 280 лет со дня
рождения Федора Ушакова
Как найти свое место в обществе
Всемирный фестиваль молодежи
«Первым делом самолеты». О гражданской авиации

Количество
часов,
отводимых
на освоение
темы
1
1
1

ЦОР/ЭОР

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Крым. Путь домой
Россия – здоровая держава
Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню
цирка)
«Я вижу Землю! Это так красиво»
215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя
Экологичное потребление
Труд крут
Урок памяти
Будь готов! Ко дню детских общественных
организаций
Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня
рождения А. С. Пушкина
Итого

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1
1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

36

Поурочное планирование
5-7 классы
№п\п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17
18
19

20
21

Тема занятия

Количество
часов,
отводимых
на
освоение
темы
1
1
1

День знаний
Там, где Россия
Зоя. К 100-летию со дня
рождения Зои Космодемьянской
Избирательная система России
1
(30 лет ЦИК)
День учителя (советники по
1
воспитанию)
О взаимоотношениях в коллективе
1
(Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)
По ту сторону экрана. 115 лет
1
кино в России
День спецназа
1
День народного единства
1
Россия: взгляд в будущее.
1
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые
профессии
О взаимоотношениях в семье (День
1
матери)
Что такое Родина?
1
(региональный и местный
компонент)
Мы вместе
1
Главный закон страны
1
Герои нашего времени
1
Новогодние семейные традиции
1
разных народов России
От А до Я. 450 лет «Азбуке»
1
Ивана Фёдорова
Налоговая грамотность
1
Непокоренные. 80 лет со дня
1
полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады
Союзники России
1
190 лет со дня рождения Д.
1

ЦОР/ЭОР

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Менделеева. День
российской науки
День первооткрывателя
День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Федора Ушакова
Как найти свое место в обществе
Всемирный фестиваль молодежи
«Первым делом самолеты». О
гражданской авиации
Крым. Путь домой
Россия – здоровая держава
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)
«Я вижу Землю! Это так красиво»
215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя
Экологичное потребление
Труд крут

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

8-9 классы
№п\п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17
18
19

20
21

Тема занятия

Количество
часов,
отводимых
на
освоение
темы
1
1
1

День знаний
Там, где Россия
Зоя. К 100-летию со дня
рождения Зои Космодемьянской
Избирательная система России
1
(30 лет ЦИК)
День учителя (советники по
1
воспитанию)
О взаимоотношениях в коллективе
1
(Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)
По ту сторону экрана. 115 лет
1
кино в России
День спецназа
1
День народного единства
1
Россия: взгляд в будущее.
1
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые
профессии
О взаимоотношениях в семье (День
1
матери)
Что такое Родина?
1
(региональный и местный
компонент)
Мы вместе
1
Главный закон страны
1
Герои нашего времени
1
Новогодние семейные традиции
1
разных народов России
От А до Я. 450 лет «Азбуке»
1
Ивана Фёдорова
Налоговая грамотность
1
Непокоренные. 80 лет со дня
1
полного освобождения Ленинграда
от фашистской блокады
Союзники России
1
190 лет со дня рождения Д.
1

ЦОР/ЭОР

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Менделеева. День
российской науки
День первооткрывателя
День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Федора Ушакова
Как найти свое место в обществе
Всемирный фестиваль молодежи
«Первым делом самолеты». О
гражданской авиации
Крым. Путь домой
Россия – здоровая держава
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)
«Я вижу Землю! Это так красиво»
215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя
Экологичное потребление
Труд крут

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

1
1

razgovor.edsoo.ru
razgovor.edsoo.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
razgovor.edsoo.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
razgovor.edsoo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».