РП внеурочной деятельности Орлята России 1-4классы на 2023-2024 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
РО Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Орлята России»
(для 1–4 классов)

х. Наумовский 2023

Раздел I. «Пояснительная записка»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в
соответствии:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Примерной рабочей программы учебного курса «Орлята России», авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова
Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В.
– Краснодар: Изд-во Новация, 2022г,
учебно-методического комплекса программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанного ФГБОУ Всероссийский
детский центр «Орленок»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- ООП НОО МБОУ Наумовской ООШ.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования,
так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель
курса:
формирование
у
ребѐнка
младшего
школьного
возраста
социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального
мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России;
воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,

семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие
способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность
МЕСТО КУРСА ВПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Орлята
России» в 1 классе составляет 33 часа, во 2-4 классах составляет 34 часа.
По плану внеурочной деятельности на курс «Орлята России» в 1-2 классах отводится 33/34
часа, в соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по данному курсу
рассчитана на 32/33 часа, поэтому происходит уплотнение рабочего материала на 1 час. Это
происходит за счет объединения занятий в разделе:
«Подведение итогов» с 1/2 часов до 0/1 часов (занятия «Подведение итогов участия в
программе в текущем учебном году» и «Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные
игры» из 1/2 часов в 0/1 час)
Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 32/33 часа.
По плану внеурочной деятельности на курс «Орлята России» в 3-4 классах отводится 34
часа, в соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа по данному курсу
рассчитана на 33 часа, поэтому происходит уплотнение рабочего материала на 1 час. Это
происходит за счет объединения занятий в разделе:
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» с 5 часов до 4 часов (занятия «Кодекс
«Орлёнка – хранителя» Знать, чтобы хранить» и «КТД «История становится ближе»» из 2 часов
в 1 час)
Таким образом, рабочая программа по данному курсу рассчитана на 33 часа.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это
проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Раздел II. «Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности»
1 -2 класс
Старт программы – 4 часа.

Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. Вводный
«Орлятский урок»
Трек «Орлёнок – Лидер» 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды
учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула»,
«имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт-копилка Трек
«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети
знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В
рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с
лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы –

хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В
рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
Подведение итогов - 1 час
3-4 классы
Вводное занятие – 1 час.
Встреча с игрой. Интеллектуально-познавательные игры. Подвижные игры. Вводный
«Орлятский урок»
Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка 89 Трек
«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у
детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе
Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы –
хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В
рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины»

Виды и формы учебной деятельности
Форма организации: дискуссионный клуб.
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает
отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь,
взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах
командные игры, когда класс делится на две команды.
при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться
экскурсии по местности (хутору) и в музеи. На них ученики знакомятся с памятниками
природы, с подлинными предметами истории.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и
исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие
познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений
и понятий.
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка,
экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее.
Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной
деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра

Раздел III. «Результаты освоения курса»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру
общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе
сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам; формирование
положительной мотивации по отношению к учебнопознавательной деятельности и процессу
интеллектуального напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной
деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в
соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в
жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний; формировать нравственноэтические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и
доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению
здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению истории своей страны

формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из
личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений,
способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем
общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной
информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать
умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать
и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных
фактов (под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать
необходимую информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные
ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать,
что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео;
– коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы,
межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения
дружеского отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение
подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском
коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения,
слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять
уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную
мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить
аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; учиться
рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего,
взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;
– регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться
открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по
имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться
согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во
внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий
при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным
ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении
интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе
выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории
чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно
рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при
выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки;
планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления
об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание
значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять
полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности;
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач;
узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность,
увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы,
газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со

взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды
человека; формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс
утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование чувства
сопричастности к прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование
представлений о традициях и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт,
полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности; проявление
устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание
значимости изучения краеведения для личностного развития; формирование уважительного
отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом; развитие навыков
бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
проявление и раскрытие способностей быть организатором и инициатором; развитие
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся; развитие
познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности умственного труда
в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней мотивации у
обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование первоначальных
представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений; становление
ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование первоначальных
представлений о научной картине мира, формирование основ экологической культуры,
принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами,
свойственными современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность,
активность, ответственность, доброжелательность и др.); анализирование информации,
нахождение причинноследственные связи; умение объединять существенные признаки,
классифицировать и делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда
в жизни человека, о качествах людей труда; демонстрация понимания информации,
представленной в объяснении педагога; ориентация в терминах, используемых в информации
педагога; составление небольших комплексов упражнений физкультминуток и утренней
зарядки; формирование умения обобщать, делать выводы по предложенной педагогом
информации; расширение кругозора и словарного запаса; понимание, что информация может
быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, фото, видео; умение соотносить
исторические события во временных рамках: прошлое, настоящее, будущее;
– коммуникативные: развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро
группах и команде; понимание значения коллективной деятельности для успешного решения
практической задачи; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к
собеседнику; соблюдение в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила
ведения диалога; построение несложных высказываний по предложенному материалу; умение
делать выводы на основе изучаемого фактического материала; умение объяснять другим
особенности выполнения комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения,
выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное
отношение к собеседнику, соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить
термины «Родина, родной край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать
одноклассников, проявлять уважение к мнению других;
– регулятивные: формирование понимания значимости достижения общей цели для
класса; умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости

обращаться за помощью к педагогу.; умение выстраивать план своих действий и сохранять
последовательность его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия;
умение действовать согласно составленного плана и соотносить результат действия с
поставленной задачей; желание участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение
корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; умение планировать этапы
предстоящей работы в треке «Орлёнок-доброволец», умение определять цели на занятиях с
помощью учителя и планировать действия.; планирование действия по решению практической
задачи для получения результата; выстраивание последовательности выбранных действий.;
умение проявлять самостоятельность, инициативность, организованность при выполнении
задания.
Предметные результаты: знакомство с понятием «лидер», его важными качествами;
формирование первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова
«эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения
мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»;
умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять
песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности
за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни
человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды
и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания
научнопознавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые
средства для выражения мыслей и чувств.
- -4 классы
Личностные результаты: формирование уважительного и доброжелательного
отношения друг к другу; формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе;
формирование учебнопознавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение
активизировать мыслительную деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества;
работа над осознание ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения
к культуре своего народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к
мнению другого человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей
как условия жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового
образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование
учебно- познавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»; осознание
ответственности за общее благополучие, основы экологической культуры; формирование
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны; формирование чувство
сопричастности к традициям своей страны.
Метапредметные (развивающие):
- коммуникативные: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя,
исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности,
умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения,
договариваться с одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое
мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с
поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы;

умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению
к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- познавательные: умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение
применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка),
обобщение; умение применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать
познавательный интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков
самостоятельного творческого мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения;
умение анализировать текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему;
умение составлять комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу;
формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения
и укрепления личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение
извлекать информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на
предложенную тему и рассуждать на представленную тему;
- регулятивные: формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности
способствовать
проявлению
самостоятельности,
инициативности,
организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их; умение планировать этапы
предстоящей работы, определять последовательность действий, осуществлять контроль и
результат своей деятельности; умение принимать цели и произвольно включаться в
деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности формировать
умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности, проявлять готовность изменять
себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её
достижения, самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения
оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои
знания в практической деятельности.
Предметные (обучающие): знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления
лидеров в коллективе, качества и характеристики человека-лидера; формулирование умения
строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические
рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; освоение основных
мотивов росписи, разнообразных приёмов работы; знакомство с понятиями «добро»,
«доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами,
которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело
для других – помощь, забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на
укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа
жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости
соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями
“хранитель”, «хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой
истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и

поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной
организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать
поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои
поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям;
участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес
и уважение к научным знаниям, науке).

Раздел IV. «Тематическое планирование»
№ п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема раздела

Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен

Кол-во
Кол-во часов
часов по
по факту
плану
1-2 классы
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29

7.
8.
9.
Итого
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого

Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти
Подведение итогов
Вводное занятие
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель
исторической памяти

4ч
4ч

4ч
4ч

1/2 ч
0/1ч
33/34 часа
32/33 часа
3-4 классы
1ч
1ч
4ч
4ч
5ч
5ч
4ч
4ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
5ч
4ч
34

33

https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29

Раздел V. «Календарно-тематическое планирование»
№

Тема

Кол-во
часов

Электронные образовательные
ресурсы

1-2 класс
1.
2.
3.
4.

Старт программы – 4 ч
Встреча с игрой
Интеллектуально-познавательные игры
Подвижные игры
Вводный «Орлятский урок»

1
1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

5.
6.
7.
8.

Орленок-лидер 4 ч
Лидер – это…
Я могу быть лидером
Как стать лидером?
Итоги трека «Мы дружный класс!

1
1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1
1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1
1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1

https://orlyatarussia.ru/library/

1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1

https://orlyatarussia.ru/library/

1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.

Орлёнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит?
Развиваемся, играя!
Я – эрудит, а это значит…
Могу быть изобретателем. Итоги трека «На
старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер 4 ч
Мастер – это…
Мастерами славится Россия
В гости к мастерам
КТД «Классный театр. Подводим итоги.

Орлёнок – Доброволец – 4 ч.
17. От слова к делу. Спешить на помощь
безвозмездно!
18. С заботой о старших
19. Добровольцем будь всегда
20. «Портрет добровольца» - итоги трека
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч.
21. Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда
в порядке!
22. Должен быть режим у дня
23. О спорт, ты – мир!
24.
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
Орлёнок – Эколог – 4 ч
25. ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете
26. Каким должен быть настоящий эколог? Что
должен знать и уметь эколог?
Встреча с человеком, которого можно
назвать настоящим экологом

27. Восхищаемся красивым миром
28. Экология на практике
Орлёнок – Хранитель исторической
памяти – 4 ч
29. Орлёнок – Хранитель исторической памяти

1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

1

https://orlyatarussia.ru/library/

30. Я храню традиции семьи, а значит и
традиции страны.
31. Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
32. Расскажи мне о России. Итоги трека.
Подведение итогов – 0/1 ч
33. Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году.
Интеллектуально-познавательные игры.
Подвижные игры.

1

https://orlyatarussia.ru/library/

1
1
1

https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/
https://orlyatarussia.ru/library/

Кол-во
часов

Электронные образовательные
ресурсы

1

https://disk.yandex.ru/i/IPRpE64t
qJ-QVQ

1

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3Z
mSw-Nrg
https://disk.yandex.ru/i/QSU0IvL98U1kw
https://disk.yandex.ru/d/ixNwaEQ
_TmQbTg
https://psyfactor.org/lib/sociometr
iya_moreno.htm

№

Тема
3-4 класс

1. Вводный «Орлятский урок»
Орленок-лидер 4 ч
2.

«Лидер – это …». «Я могу быть лидером!»
3. В команде рождается лидер
4. От идеи – к делу! КТД «Вместе мы сможем
всё!
5. Мы дружный класс!

1
1
1

Орлёнок – Эрудит – 5 ч
6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это
значит...

1

7. Игра – это полезно и интересно

1

8. Эрудит – это широкий кругозор

1

9. Твори! Выдумывай! Пробуй! КТД «Играй,
учись и узнавай»

1

https://disk.yandex.ru/i/8eqL9TSp
vwxUiQ
серия «Эрудит» анимационного
сериала «Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCz
O7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/scmmM2_
UC_hdWg
https://disk.yandex.ru/i/qso_6x6rJ
-rHEw
https://disk.yandex.ru/i/7QpQsj9HXQLMw
https://disk.yandex.ru/d/5BLv6dj8
qJxc0g
https://disk.yandex.ru/d/CBwT3D
RCcE0JJw
https://disk.yandex.ru/d/7bsgjqpC
cOM7jw

10. Итоги трека «На старте новых открытий»

1

Орлёнок – Мастер 4 ч
11. Мастер – это…. Россия мастеровая

https://disk.yandex.ru/i/njstFhUaZ
JrT6A
https://disk.yandex.ru/i/mBN3A4
ZDpKdDMg

1

12. Город Мастеров

1

13. От идеи – к делу КТД «Мастер своего
дела»
14. Мастер – это звучит гордо! Путь в
мастерство – подводим итоги
Орлёнок – Доброволец – 5 ч.
15. От слова к делу

1

https://disk.yandex.ru/d/aGq8Dw
Taz20i6g
https://disk.yandex.ru/i/Io1z1op1
Y0O1cQ
https://disk.yandex.ru/d/WptkqHk
kATDmGg
https://disk.yandex.ru/i/cFV6iJU4
OixOtQ
https://disk.yandex.ru/i/PrzqowN7
Fa7VAg
https://disk.yandex.ru/d/aGq8Dw
Taz20i6g

16. Спешить на помощь безвозмездно!

1

17. С заботой о старших

1

18. Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД
«Подари улыбку миру!»

1

19. Доброволец – это доброе сердце Портрет
добровольца
Орлёнок – Спортсмен – 5 ч.
20. «Движение – жизнь!

1

21. Основы ЗОЖ

1

22. Мы гордимся нашими спортсменами

1

1

1

1

https://disk.yandex.ru/i/1VoNenIr
p5fOlw
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/188fsqnAf
nVJqA
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqm
h7TplMw
https://disk.yandex.ru/i/rTKuy7X
TEBEvmg
https://disk.yandex.ru/i/kpZViEuropiYA
https://disk.yandex.ru/i/_TnceSfvJ
_TkMw
https://podari-zhizn.ru/ru/givehelp/pomoch-po- drugomu/korobkahrabrosti

https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfs
KAGoEiw
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfs
KAGoEiw
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3
Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYe
tCRU8Q
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2y
pajLFKg
https://disk.yandex.ru/i/c6mTE_C
zXrD_Lg

23. КТД «Спортивное» Спортивная игра
«Книга рекордов»
24. Азбука здоровья

1
1

Орлёнок – Эколог – 5 ч
25. ЭКОЛОГиЯ Страна экологии

1

26. Мой след на планете

1

27. Экологический квест «Ключи природы»

1

28. Игра по станциям «Путешествие в
природу»
29. Шагая в будущее - помни о планете

1
1

https://disk.yandex.ru/i/voimvb1l
KTlaxA
https://disk.yandex.ru/i/N3Q1WN
bQJmNoUg
https://disk.yandex.ru/i/voimvb1l
KTlaxA
https://disk.yandex.ru/i/2kl8Wzul
n5b7PQ
https://disk.yandex.ru/i/qwurjukD
yJ51og
https://disk.yandex.ru/d/etwm5GoTw9I9Q
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguR
XFAqcA
https://disk.yandex.ru/i/wz5UwEg
6IJjHmg
https://disk.yandex.ru/i/X56hJ7h2
aFqs3A https://disk.yandex.ru/i/jsnnxYtb00JsA
https://disk.yandex.ru/i/FnqP0g619_vaA
https://disk.yandex.ru/i/OD3RJBx
4uMhC0w
https://disk.yandex.ru/d/Cj0h2Mz
acF07Rg
https://disk.yandex.ru/i/XtmIkBj0
RQNt0Q

Орлёнок – Хранитель исторической
памяти – 4 ч
30.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти
31. Традиции моей страны

1
1

32. Кодекс «Орлёнка – хранителя» Знать,
чтобы хранить КТД «История становится
ближе»

1

33. «Мы – хранители» Подведение итогов
участия в Программе в текущем учебном
году

1

https://disk.yandex.ru/i/rdZ_et1p1
qxwBw
https://disk.yandex.ru/d/nSdX_eR
H-POt0A
https://disk.yandex.ru/i/OIAt0Omi
urFS6Q
https://disk.yandex.ru/d/8Zpk1pri
gFe2RA
https://disk.yandex.ru/i/ASs2njkN
2B-Ltg
https://disk.yandex.ru/d/0KMC7J
X06hAIrQ
https://disk.yandex.ru/i/D59gXTB
ziDDq8w
https://disk.yandex.ru/i/P0biY2JX
SLgoJA
https://disk.yandex.ru/i/J73N92jz
OCU5-Q

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте
Корпоративного университета Российского движения школьников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».