РП внеурочной деятельности кружок Час здоровья 8-9классы на 2023-2024 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
РОО Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу дополнительного образования «Час здоровья»
для 8- 9 классов
.

х. Наумовский, 2023г

Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование предъявляет высокие
требования к обучающимся и их здоровью. Это обязывает образовательное
учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению
здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к
собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье
рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в
себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно
образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными
способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное
воздействие социального окружения. Очень важно сегодня не только
подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и
физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию
у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего
благополучия и успешности в жизни. Актуальность программы внеурочной
деятельности «Час здоровья» обусловлена требованиями ФГОС и направлена
на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению
«Час здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и
нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и
психического здоровья школьника. Программа направлена на нивелирование
следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные
нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация
учебного процесса, адаптация учащихся.Проект программы разработан для
дополнительного образования детей и подростков в системе современного
образования.

Цель:
1.развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через
формирование основных принципов здорового образа жизни.
2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания.
Задачи:
1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на
здоровье
2. Сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков,
поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

3. Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность
самостоятельно поддерживать свое здоровье
4. Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продукта
5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня.
6. Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье.
7. Сформировать навыки противостояния негативному влиянию сверстников
и взрослых (научиться говорить «нет»)
8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения
9. Сформировать представление б основных компонентах культуры и
здоровья и здорового образа жизни.
Условия реализации программы
Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и
результативность осуществления образовательного процесса, являются
условия реализации образовательного процесса.

Для реализации программа сформирована группа учащихся 8-9 классов.
Программа рассчитана на один год обучения, один час в неделю, всего 34
часов в год.

Форма и методы работы:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;

• коллективные творческие дела;
• трудовые дела.
• анкетирование
Формы контроля:
1.Наблюдение
2.Тестирование
3.Беседа
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Ожидаемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни,
рациональное питание.
2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и
простудных заболеваний;
3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные
принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и
отдыха;
4.Влияние факторов риска на здоровье человека;
5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;
7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих
вред своему здоровью.
9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем;
10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);
11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах
носителей;
12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;
Метапредметные результаты:
1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа
жизни как целевой приоритет при организации собственной
жизнедеятельности, взаимодействии с людьми
2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных
факторах, влияющих на здоровье
3. Способность рационально организовывать физическую и
интеллектуальную деятельность
4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению
здоровья.
5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с
окружающими.
Личностные результаты:
1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей
ценности человека
2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор
поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов,
способных нанести вред физическому и психическому здоровью.
3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и
осознания ценности человеческой жизни.

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность,
доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая

целесообразность, субъектность, деятельностной и личностный подходы,
преемственность.

Учебный план
№ п\п

Название темы,
раздела

Всего
часов

1
2

Введение
Здоровый образ
жизни
Закаливание и
его значение в
укреплении
здоровья
Рациональное
питание
Движение - это
жизнь
Виды травм и
первая
медицинская
помощь
Профилактика
заболеваний –
необходимое
условие
сохранения
здоровья
Чистота - залог
здоровья
Живые
организмы и их
влияние на
здоровье
Резерв
Итого

1
5

3

4
5
6

7

8
9

10

Из них
теоретич.
практич.
1
0
3
2

3

1

2

6

4

2

7

1

6

5

3

2

2

2

0

3

2

1

3

2

1
34

1
20

16

Содержание программы:
1.Введение (1ч)
Раскрыть понятие “здоровье», культура здорового образа жизни, влияние
наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и
вредных привычек на организм.
2.Здоровый образ жизни (5ч)
Раскрыть понятие “здорового образа жизни», его составляющих, раскрыть
значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и
здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое
организма и организма близких тебе людей.
3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья (3ч)
Формировать представление о процессе закаливания, значении принципов
постепенности и систематичности в закаливающих процедурах,
познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на
организм и здоровья человека.
4. Рациональное питание. (6ч)
Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать
представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки
пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других
полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться
составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного
распределения кол-ва пищи в течение дня.
5. Движение – это жизнь. (7ч)
Показать значимость двигательной активности в формировании систем
органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить
составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного
возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека.
6.Виды травм и первая медицинская помощь. (5ч)
Раскрыть понятие первой доврачебной помощи, познакомить с наиболее
часто встречающимися видами травм и способами оказания помощи,
раскрыть значимость своевременных мероприятий в процессе
выздоровления.

7.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.
(2ч)
Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении
здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями
распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами
предупреждения этих распространенных заболеваний.
8.Чистота – залог здоровья. (3ч)
Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми
условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия “экология
жилища”.
9.Живые организмы и их влияние на здоровье. (3ч)
Познакомить с наиболее часто встречающимися организмами, которые могут
быть опасными для человека из-за своей ядовитости, а также растениями,
которые могут быть полезными для человека, поскольку обладают лечебным
действием.
10.Резерв (1ч)

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п\
п

1

2

Тема

Что такое
здоровье, от
чего оно
зависит?
Факторы,
влияющие на
здоровье
Что такое
здоровый
образ жизни?
(мониторинг
“Можно ли

Всего
часов

1

Из них
Теор Пр.
.
1.Введение
1

Содержание
занятия

Факторы,
влияющие на
здоровье

2.Здоровый образ жизни
1
1
мониторинг
“Можно ли
назвать твой
образ жизни
здоровым?”

Дата

3

4

5

6

назвать твой
образ жизни
здоровым?”)
Вредные
привычки,
причины их
формирования
.
Курение и его
вредное
влияние на
организм.
Алкоголь не
только
разрушает
твоё здоровье,
но и твою
жизнь.
Акция “Скажи
наркотикам НЕТ”

1

1

Диспут
Мониторинг,
наблюдение

1

1

Мониторинг,
наблюдение

1

1

Мониторинг,
наблюдение

1

1

Формулиро
вать новые
задачи
Акция

7

8

9

Наблюдение
3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья
Понятие
1
1
Беседа,
закаливания и
прогулка
его роль.
Наблюдение
Закаливание
воздухом.
Закаливание
1
1
Наблюдение
водой и
солнцем.
Значение
1
1
Беседа
систематично
Мониторинг
сти и
,
последователь
наблюдение
ности в
закаливающих
процедурах.
4.Рациональное питание

10

11

Понятие
рациональног
о питания и
его значение.
Режим
питания.

1

1

Посещение столовой
Наблюдение

1

1

Исследовани
е «Почему
нужен
завтрак?»

12

13

14

15

Составляем
свое меню с
учётом всех
принципов
рациональног
о питания
Правильное
приготовлени
е пищи.

1

Соблюдения
гигиенических
правил.

1

Кулинарные
посиделки.

1

1

Наблюдение

1

1

Утренняя
зарядка.
Разработка

Беседа
Наблюдение
,
мониторинг
Минилекция

1

1

Наблюдение
Посиделки
Наблюдение

5.Движение – это жизнь
16
Роль
1
физических
упражнений.

17

Проектная
деятельность
Беседа

1

1

1

Исследовате
льский
проект
«Движение
и здоровье»
Проектная
деятельност
ь
Беседа
Наблюдение

системы
упражнений
18

19

20

21

22

Систематично
сть и
последователь
ность –
главные
принципы в
спорте.
Физический
труд не
роскошь, а
необходимое
условие
развития
организма
Составление
правильного
режима дня с
учетом
принципа
“сочетай труд
и отдых”.

1

1

Мониторинг
,
наблюдение

1

1

Трудовой
десант

Туризм
развивает твоё
тело и душу.
Правила
поведения в
природе.

1

1

1

1

Что такое
первая
доврачебная
помощь

1

Ушибы,
ожоги: твои
действия.

1

Наблюдение

1

1

Творческое
задание
«Планируем
день»
Проектная
деятельност
ь
Наблюдение

Презентаци
я

Тестирован
ие
6.Виды травм и первая медицинская помощь

23

24

Беседа

1

1

Мониторин
г,
наблюдени
е
Беседа,
мониторинг
,

25

26

27

наблюдени
е
Минилекция

Первая
помощь при
тепловом и
солнечной
ударах,
обморожении.

1

Виды
кровотечений
и первая
помощь при
них.
Переломы,
вывихи,
растяжениясумей не
навредить

1

1

1

1

1

Наблюдени
е,
тестирован
ие
Минилекция

Минилекция

Наблюдени
е,
тестирован
ие
7. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения
здоровья.
28
Понятие
1
1
Минипрофилактики
лекция
. Грипп и его
профилактика
29

Желудочнокишечные
заболевания,
их
предупрежден
ие

1

1

Мониторинг
Мониторинг
Беседа

8. Чистота - залог здоровья.
30

31

Соблюдай
чистоту
жилища
Гигиена
одежды и
обуви

1

Беседа

1

Наблюдение
1

1

Проектная
деятельность

32

33

34

В чистом теле
-здоровый дух

1

Лекарственные
растения и их
применение

1

1

Круглый стол

Проектная
деятельность
9. Живые организмы и их влияние на здоровье.
Ядовитые
1
1
Беседа
грибы,
Мониторинг,
растения,
наблюдение
животные
1

Исследование
Проектная
деятельность

Предполагаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы ориентированы на
достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (осознание обучающимися необходимости
заботы о своём здоровье и выработки форм поведения).
Школьники приобретут знания об основных вопросах гигиены, особенностях
влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия
двигательной активности на организм человека, основах рационального
питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания,
способах сохранения и укрепление здоровья, о значении физических
упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Ученик научится:
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Строить речевые высказывания в устной форме;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью
учителя;

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение
сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром)
Ученик научится:
Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
Различать “полезные” и “вредные” продукты;
Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
Заботиться о своем здоровье.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного
социального действия, опыт волонтерской деятельности; опыт организации
совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.)
Ученик научится:
Применять коммуникативные и презентационные навыки;
Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей
работе;
Оказывать первую медицинскую помощь
Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.

Методическое обеспечение программы

Компьютер, проектор, видеоплеер

Список литературы
Литература для учащихся:
1. В.И. Малов «Детская энциклопедия «Я познаю мир. Спорт»» ООО Фирма
«Издательство АСТ» 1999год
2. Иллюстрированная Мировая История «Греки» Москва «Росмен» 1994год
3. Школьная энциклопедия «Древний мир» Смоленск «Русич» 2003год
4. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 1989год
5 Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2003год
6. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва
«Физкультура и спорт» 1988год
7.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни и
предпосылки его формирования «Советское здравоохранение. 1981год
8. С.В. Понедельник «Формирование здорового образа жизни семьи в
системе школьного образования» Ростов-на -Дону, 1994год

Литература для педагога:
1. “Руководство для среднего медицинского персонала школ”, Москва,
издательство “Медицина” 1991г.
2. “Справочник практического врача”, Москва, издательский дом “Рипол
классик” 2009г.
3. Справочник фельдшера, Москва, “Эксли пресс” 2002г.
4. Расти здоровым; Москва Физкультура и спорт 1993г.
5. Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина «Здоровый образ жизни ребенка» Москва
1984 год
6. Профилактика и лечение гриппа” Р.И. Карпухин, Ленинград, Медицина,
Ленинградское отделение 1991г.

7.Л.А. Лещинский «Берегите здоровье» Москва «Физкультура и спорт»
1995год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».