РП элективного курса по русскому языку 5 класс "Пиши грамотно" на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Районный отдел образования Администрации
Пролетарского района Ростовской области

МБОУ Наумовская ООШ Пролетарского района Ростовской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
гуманитарного цикла

руководитель МС,
заместитель директора
________________________ по УВР
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

директор
______________________

Бибиков В.В..
________________________ Приказ №74
от «29» августа 2024 г.
Соколова Н.Ф.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

« Пиши грамотно»
Образовательная программа элективного курса по русскому языку.

Категория учащихся: 5 класс
Форма обучения: коллективная
Режим занятий: всего 34 часа, 1 час в неделю
Учитель: Трубецкая Г.Г.
2024- 2025 учебный год

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования второго поколения и нормативных документов о предпрофильной подготовке
в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 5 классов.

Цель элективного курса:
Расширить знания обучающихся о языке, обогатить словарный запас, изучить слова
как части речи.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание
учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование
полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать
развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс
русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении.
Школьникам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что
темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются
неоднократно, начиная с начальных классов так как являются одними из самых сложных
для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов,
систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного
возвращения на уроках к ранее изученному с целью обработки умений и навыков, чему
будет способствовать и программа элективного курса «Пиши грамотно».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая
направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует
прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода
размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования,
различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое
место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему
(составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся
давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное
отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Программа курса состоит из трех разделов (блоков). В первом разделах указан
материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии,
где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Во втором и третьем
блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по
предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок,
причины их возникновения.
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школы 11-12 лет.
Программа рассчитана на 34 часа.

Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида
сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а
лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра,
тестирование.
Методы обучения: словесные, творческие и тестирования.
Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных
заданий.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так
как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по
орфографическому
и
пунктуационному
правилу,
оптимальном
сочетании
индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении
правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы,
семинары, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются
при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании
собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально
учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп
продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но
обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень
сложности используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных
сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка
знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы
оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам),
проводится зачет.
АКТУАЛЬНОСТЬ

Программа элективного курса «Пиши грамотно» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков
конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений
важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к
экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего
знания русского языка.

Тематическое планирование

№

Тема

1. Введение. Основные принципы
русской орфографии
2 Диагностический тест по начальной
школе

Колво
часов,
число.
1
2

Содержание занятия, характер

Лекц-практ
1) Проверяемые ударением
2) Непроверяемые ударением

Правописание безударных гласных в
3 корне слова
4 Правописание проверяемых
согласных в корне слова,
5 непроизносимых согласных в корне
слова.
Проверочная работа
6 Разделительные Ъ,Ь
7 Раздельное написание предлогов с
другими словами
8

Практикум по теме « Морфология.
Орфография».

9 Закрепление темы
« Второстепенные члены
предложения»
10 Проверочная работа по теме «
Прямая речь»
11 Фонетический принцип. Двойная
роль букв е,е,ю,я
12. Морфемный принцип. Образцы
морфемного анализа.
13-14. Правописание гласных и согласных
в приставках

2

3) Чередующиеся гласные в корне
слова
Практич.
Словарный диктант,
Работа по карточкам

1
1

Тренировочные упражнения
-Различие приставки от предлога

1

Тренировочные упражнения
тест

1

Тестовые задания
Разбор предложений

1

Схематичный диктант, разбор
предложений
транскрипция

2

Фонетический разбор слов
Лекц-практ

1

2

Контрольный словарный диктант.

1) Основные значения приставок
пре-при
2) Употребление приставок препри с одним и тем же корнем
Лекц-практ

15 Правописание слов чередующимися
гласными в корне.

1

О-А в корне лаг-лож

О-А в корне раст-рос

16-17 Правописание О-Ё-Е после
шипящих

2

составление таблицы, работа по
карточкам
1) О-Ё-Е в корне
2) О-Ё-Е в суффиксах и
окончаниях

18 И-Ы после Ц

1

3) Слова с чередующейся гласной
в корнях жог/жег
Лекц-практ
1) И-Ы в корне

1

диктант
Работа по карточкам.

1

1) Соединительные гласные О-Е

1

2) Сложносокращенные слов
Творч. Зад.
Определение рода, склонения

Словарный
19 Прверочная работа по теме: «
Морфемика. Орфография».
20 Правописание сложных слов

21 Склонение, род имен
существительных
22 Падеж имен существительных.
23 Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных
24 Тест по теме « имя
существительное»
25 Полные и краткие имена
прилагательные. Род имен
прилагательных

2

Тренировочные упр.
Определение падежа у имен
существительных, различение
падежных окончаний. Лекц-практ

1

Тестовые задания

1

Различение полных и кратких
имен прилагательных
Определение рода у имен
прилагательных
Лекц-практ

26-27 Падеж и число имен
прилагательных

2

Определение падежа и числа у
имен прилагательн
Лекц-практ
ых.

Тест по теме « Имя прилагательное»
28 Правописание Тся и ТЬСЯ в
неопределенной форме глагола
29 . Правописание безударных личных
окончаний
30 Практикум по теме «глагол»
31 Комплексный анализ текста «
Глагол»

1

Тестовые задания
Тренировачные упр.

1

Тренировачные упр.

32 Орфограммы в приставках, корнях,

1

1
1

Лекц-практ
Лекц-практ
Практ.
Решение речевых упр.различного

33-34

окончаниях.
Речевые игры. Итоговое занятие

2

типа.
Решение речевых упр.различного
типа. КВН


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».