МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
учителей ЕМЦ
Руководитель ШМС,
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Бибиков В.В.
Соколова Н.Ф. ________________________ Приказ № 75
от «29» 08 2025 г.
Протокол № 1
Соколова Н.Ф.
от «28» 08 2025 г.
Протокол № 1
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8487534)
Элективный курс по географии "Мир географии"
для обучающихся 5 классов
х. Наумовский 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мир географии» для учащихся V классов базового
уровня разработана на основе примерных программ по географии для V- IX
классов (базовый уровень).
Значение предмета географии трудно переоценить, так как именно он
способствует формированию знаний о неоднородности и целостности Земли
как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о
влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических
знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся
произведения
человеческой
мысли,
обеспечивающие
ориентацию
в
географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной
системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о
расселении людей по планете, о государствах и их столицах, а также может
содействовать решению современных практических задач. Именно в начале
изучения этого предмета в V классе необходимо серьезно отнестись к
формированию у обучающихся основных географических представлений и
понятий, приобретению определенных
умений и навыков в работе с
различными источниками географической информации.
Признавая формирование всесторонне развитой личности в качестве
одной из задач образования, важно в V классе сформировать общую
географическую
культуру
обучающихся,
заложить
основы
знаний
картографического языка, сориентировать ребёнка в современном научном
наследии. Поэтому программа курса «Мир географии» призвана решить
некоторые образовательные и воспитательные задачи.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему развитию ребенка, позволяет изучить и углубить темы,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Помогает развивать у
обучающихся интерес к различным отраслям науки, желанию активно
участвовать
в
продуктивной
деятельности,
умению
самостоятельно
организовать поисковую, исследовательскую и практическую деятельность.
Данный курс представляется актуальным, так как способствует
формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и
применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и
эмоционально-ценностной,
проектно-исследовательской
деятельности
обучающихся. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры
личности,
имеет
профориентационную
направленность,
заметно
способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного
материала и практических знаний.
Примерные темы практических занятий даны в основном содержании
курса и могут проводиться, как часть комбинированных уроков и как уроки
практических занятий.
Программа курса реализуется за счет вариативной части учебного
плана основного общего образования, ориентирована на обучающихся V
классов, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика курса «Мир географии»
Программа курса «Мир географии» для учащихся V классов является
расширением учебного предмета «География» в курсе «Общая география».
Основополагающими принципами построения курса «Мир географии»
являются:
научность
в
сочетании
с
доступностью;
практическая
ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Цель изучения курса «Мир географии»
расширение и систематизация информации о природе и человеке;
формирование у обучащихся умения использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений;
вовлечение пятиклассников в активную практическую и проектноисследовательскую деятельность.
Основные задачи курса «Мир географии»:
формирование географической культуры и обучение географическому
языку;
приобретение умения добывать и использовать географическую
информацию;
развитие познавательного интереса учащихся к объектам и процессам
окружающего мира;
формирование практических, проектно-исследовательских навыков;
формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде;
формирование навыков решения географических задач;
расширение
познания
и
углубление
знаний
о
родном
крае,
формирование общей культуры пятиклассников, любящих и готовых к
преобразованию природы.
Место курса «Мир географии»
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 1 год обучения
в условиях организации вариативной части ООП) и предназначена в качестве
курса по выбору общественно-научного цикла для обучающихся V классов.
Темы
занятий
и
их
последовательность
соотносится
с
примерной
программой по географии для образовательных организаций (учреждений)
Луганской Народной Республики по географии для V-IX классов (базовый
уровень).
Внедрение курса осуществляется через системно-деятельностный
подход, подразумевающий различные формы деятельности: практикумы,
поисково-исследовательские
работы,
проекты,
экскурсии.
Содержание
программы курса предоставляет широкие возможности для осуществления
дифференцированного подхода к обучающимся при их обучении, для
развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности,
эмоциональности и логического мышления; участие детей в соревнованиях,
конкурсах, играх, акциях, заочных экскурсиях, путешествиях, презентациях
результатов своей деятельности.
Виды учебно-познавательной деятельности
чтение и понимание картографических источников;
решение географических задач;
обсуждение гипотез;
поиски и участие в обсуждении результатов исследований;
исследовательская
и
практическая
деятельность
и
подготовка
результатов исследования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами является:
формирование
всесторонне
образованной
успешной
личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов;
воспитание гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности детей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве с людьми разного возраста в процессе общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
творческой
и
других
видов
развитие
опыта
деятельности;
формирование
основ
экологической
культуры,
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы является:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
планировать пути достижения целей,
соотносить свои действия с результатами,
владеть основами самоконтроля и самооценки,
определять понятия и создавать обобщения,
устанавливать причинно-следственные связи,
умение организовывать учебное сотрудничество,
осознано использовать речевые средства и ИКТ- компетенции,
развивать экологическое мышление и применять его в познавательной,
социальной практике.
Предметными результатами освоения программы является:
формирование
расширенного
представления
о
географии,
основополагающих знаниях о целостности и неоднородности Земли как
планеты,
расширение знаний учащихся о самых известных географических
открытиях и путешественниках, их совершивших;
раскрытие значения географических открытий в истории развития
человечества;
применение
навыков
использования
географических
знаний
в
повседневной жизни, при решении географических задач и практических
умений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МИР ГЕОГРАФИИ»
Тема 1. Введение. Язык географии: знакомство с различными
источниками информации. Понятие географической культуры. География,
как наука, которая
формирует научную картину мира и научное
мировоззрение.
Тема 2. Развитие географических знаний о Земле. История создания
карт: от Страбона до наших дней. История географических названий на карте
мира. Страницы путевого дневника. Первые кругосветные путешествия.
Выдающиеся
путешествиях.
путешественники.
Проекты
о
путешественниках
и
Тема 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Вселенная, галактика, звезды, небесные тела и их характеристика. Отражение
легенд древних на звездном небе. Планеты солнечной системы. Гипотезы о
происхождении Земли. Легенды и сказы о солнечной системе. Лунаестественный спутник Земли. Географические модели Земли. История
календаря. Космос далекий и близкий. Космические полеты: реальность и
фантастика.
Практические занятия:
Решение задач о годовом движении Земли.
Наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом.
Тема 4.
План
и
карта.
Что
изучает
картография.
История
картографии. История появления карт и атласов. Значение картографии в
современном обществе. Первые карты. Карты Эратосфена и Птолемея,
глобус
Бехайма.
Топографическая
карта.
Основные
свойства
топографической карты. Система условных знаков карт. Легенда карты.
Многолистовые топографические карты. Виды топосъемки: построение
планов местности, спортивное ориентирование. Магнитное склонение.
Истинный азимут. Дирекционные углы. Румбы. Геоинформационные
системы, Google – карты, 3-D карты.
Практические занятия:
Ориентирование на местности по компасу и плану.
Упражнение
на
точность
выхода
по
азимуту,
движение
по
контрольным пунктам.
Решение задач на определение расстояний на плане местности.
Определение абсолютной и относительной высоты точек.
Нивелирование местности.
Определяем
направления
и
расстояния
по
градусной
сетке.
Определение географической широты места по высоте Солнца над
горизонтом.
Определение географических координат точек и нахождение точки на
глобусе и картах по координатам.
Тема 5. Человек на Земле. Численность, плотность населения.
География культуры (языки, расы, этносы, религии).
Географическое
положение стран мира. Параметры для объединения стран в группы. Древние
цивилизации и современное размещение населения. Народы планеты. Их
обычаи, традиции, культура. Самые, самые среди стран и народов.
Практические занятия:
Решение задач на определение средней плотности населения.
Выявление влияния природных факторов на плотность населения мира
(сравнение карт плотности населения, рельефа, климата, природных зон
мира).
Тема 6. Литосфера – каменная оболочка Земли. Путешествие к
центру Земли. Особенности каждого слоя. Палеогеографические условия на
Земле. Геохронология. Внутренние силы Земли. Литосферные плиты и их
движение. Магматизм и его проявления. Вулканизм. Землетрясения.
Гейзеры.
Мир камня. Геологический словарь-справочник. Полезные
ископаемые, закономерности их размещения, использование. Разнообразие
форм рельефа. Внешние силы, влияющие на формирование рельефа:
денудация,
аккумуляция,
аллювий,
эоловые
формы,
дельта,
карст,
ледниковые формы рельефа. Изучение местных форм рельефа, образованных
под влиянием внутренних, внешних и антропогенных факторов.
Практические занятия:
Решение задач на определение температуры при погружении в земной
коре.
Определение свойств минералов и горных пород.
Составление профиля дна океана.
Экскурсия:
Сбор коллекции минералов и горных пород своей местности,
знакомство с формами рельефа, характерными для своей местности,
«экопатруль».
Структура программы «Мир географии»
№ п/п
Наименование тем курса
Всего часов
1.
Введение
1
2.
Развитие географических знаний о Земле.
4
3.
Земля во Вселенной
4
4.
План и карта
11
5.
Человек на Земле
4
6.
Литосфера – каменная оболочка Земли
10
Итого
34
Календарно-тематическое планирование курса:
Кол-
№
урока
Фак
во
часов
Тема
в
Да
ти
та
чес
Содержание темы
ки
теме
Тема 1. Введение.
1
1
География – наука о
Земле.
Самое особенное в
географии.
Язык
географии
(словари,
справочники).
Понятие
географической
культуры. География наука,
формирует
картину
которая
научную
мира
и
научное
мировоззрение.
Игра
«Географическое
лото»
4 ч.
Тема
2.
Развитие
географических знаний о
Земле.
2
1
История создания карт.
История
географических
названий на карте мира.
От
Страбона
наших
до
дней.
Страницы
путевых
дневников.
3
2
Первые кругосветные
путешествия.
Видео-путешествия.
Первые кругосветные
путешествия.
4
3
Геоинформационные
системы.
5
4
Google – карты, 3-D
карты
Выдающиеся
Защита
путешественники
проектов:
Смелые
Путешествие
люди,
Тура
Хейердала,
Одиночные
кругосветные
путешествия, Водный
мир Жака-Ив Кусто,
Покорение
вершин,
Северный
морской
путь.
4ч.
Тема
3.
Вселенной.
Земля
во
Движения
Земли и их следствия.
6
1
Вселенная,
Отражение легенд
галактики,
небесные
тела
звезды,
древних на звездном
и
небе. Легенды и сказы
их
характеристики.
7
2
Планеты
о солнечной системе.
солнечной
системы.
Характеристика
планет
солнечной
системы.
8
3
Географические
модели
Земли.
Обсуждение
Виды
движения Земли.
гипотез
о
происхождении
Земли.
Приборы:
теллурий,
гномон.
Луна - естественный
спутник
Земли.
История календаря.
Практическое
занятие:
Решение задач о
движении Земли.
9
4
Космос
далекий
близкий.
и
История
освоения
космоса.
Космические полеты:
реальность
и
фантастика.
11ч.
10
1
Тема 4. План и карта
История
Что
изучает
картографии.
картография. История
появления
карт
атласов.
и
Первые
карты Эратосфена и
Птолемея.
Глобус
Бехайма.
Значение
картографии
в
современном
обществе.
11
2
Топографическая
Многолистовые
карта. Основные свойства
топографические
топографической карты.
карты. Решение задач
на
определение
расстояний на плане
местности.
Практическое
занятие.
12
3
Система
условных
знаков карт. Легенда карты.
13
4
Географический
диктант.
Виды топосъемки.
Построение планов
местности.
Практическое
занятие.
14
5
Магнитное
склонение.
азимут.
Ориентирование
Истинный
Дирекционные
углы. Румбы.
15
6
Геоинформационные
системы,
на
местности.
Практическое
занятие.
Google – карты, 3D карты.
16
Ориентирование
7
на
Формирование
местности по компасу и
навыка
плану.
ориентироваться
Практическое
занятие.
умения
помощью
с
компаса,
звезд,
Солнца,
местных признаков.
17
Упражнение
8
на
Формирование
точность
выхода
по
навыка
азимуту,
движение
по
азимута с помощью
контрольным
пунктам.
определения
компаса.
Практическое занятие.
18
Определение
9
Определение
абсолютной
и
относительной
высоты
точек.
высоты
холма
помощью
с
нивелира.
Нанесение
Нивелирование
местности.
горизонталей
Практическое
на
карту.
занятие:
19
Определение
10
Работа
направления и расстояния
по
градусной
с
картами.
Решение задач.
сетке.
Определение
географической
широты
места по высоте Солнца
над
горизонтом.
Практическое занятие.
20
11
Определение
географических координат
точек и нахождение точки
Работа с градусной
сеткой карт.
на глобусе и картах по
координатам.
Практическое занятие.
4 ч.
21
1
Тема 5. Человек на Земле.
Численность,
Решение
плотность населения.
на
задач
определение
средней
плотности
населения.
Практическое
задание.
22
2
Выявление
природных
влияния
факторов
на
плотности населения,
рельефа,
(сравнение карт плотности
природных зон мира
населения,
(выводы
мира).
рельефа,
природных
зон
Практическое
занятие.
3
карт
плотность населения мира
климата,
23
Сравнение
Географическое
положение стран мира.
климата,
о
влиянии
природных факторов
на
плотность
населения).
Параметры
для
объединения стран в
группы.
Сравнительная
характеристика
географического
положение
стран
мира.
24
4
Древние цивилизации
и современное размещение
Проекты
и
видеопутешествие по
населения.
культуры
География
(языки,
расы,
странам, знакомство с
обычаями,
этносы, обычаи, традиции,
традициями,
религии).
культурой
народов
мира.
Самые
удивительные
среди
стран и народов.
Игра
«Угадай
страну».
10 ч. Тема
6.
Литосфера
–
каменная оболочка Земли
25
1
Путешествие к центру
Земли.
Путешествие
центру
к
Земли.
Особенности
внутреннего строения.
Решение
задач
на
определение
температуры
при
погружении в земной
коре.
Практическое
занятие.
26
2
Палеогеографические
условия на Земле.
Знакомство
с
геохронологической
таблицей.
27
3
Внутренние
Земли.
силы
Литосферные
плиты и их движение.
Магматизм
проявления.
Вулканизм.
и
его
Землетрясения.
Гейзеры.Самые
мощные
землетрясения,
крупнейшие вулканы
на
Земле.
Гейзеры.
Заочное путешествие
в
Йелоустонский
национальный
(США),
гейзеров»
парк
«Долину
на
п-ове
Камчатка (Россия), о.
Исландия.
28
4
Мир камня.
Наука геология.
Геологический
словарь- справочник.
Определение свойств
минералов и горных
пород. Практическое
занятие.
Самые
удивительные
минералы.
29
5
Полезные
Определение понятия
ископаемые,
закономерности
полезные
их
ископаемые.
размещения,
Условные знаки карт,
использование.
обозначающие
месторождения
полезных
ископаемых.
30
Экскурсия:
6
Сбор
31
7
Работа с образцами
коллекции
минералов и горных
минералов и горных пород
пород, справочниками
своей местности.
– определителями.
Разнообразие
форм
рельефа.
Классификация
форм
рельефа.
Рекордсмены рельефа.
32
8
Внешние
силы,
Заочное
на
путешествие
влияющие
формирование
рельефа:
крупнейшим районам
денудация,
аккумуляция,
деятельности
аллювий,
эоловые
древнего
и
по
ледниковые формы, дельта,
крупнейшим
карст.
карстовым
ледника,
пещерам
мира и т.д.
33
9
Местные
формы
рельефа.
Изучение
местных
форм
рельефа,
образованных
под
влиянием внутренних,
внешних
и
антропогенных
факторов.
34
10
Рельеф дна океана.
Составление
профиля дна океана.
Практическое
занятие.
Список использованной литературы
1.
Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по
географии/ Г. П. Аксакалова – М.: Просвещение, 2008 – 144 с.
2.
Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному
курсу «Топография и картография» / Н.В. Андреев – М.: Просвещение,
2009 – 98 с.
3.
Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по
физической географии. / И.И. Баринова – М.: Просвещение, 2012 – 94
с.
4.
Булава Л.М. Готовимся к географическим олимпиадам. /
Л.М. Булава - Харьков: Основа, 2008 – 173 с.
5.
Войлошников
В.Д.
«Геология
в
школьном
курсе
географии» / В. Д. Войлошников – М. «Просвещение», 1983 – 112 с.
6.
Гедымин А.В., Грюнберг Г.Ю., Малых М.И. Практикум по
картографии с основами топографии. / А. В. Гедымин – М., 1981 – 185
с.
7.
Заставецкая О.В. Зборник задач по физической географии. /
О. В. Заставецкая – Тернополь. Учебники и пособия.1996 – 349 с.
8.
Картель Л.И. Дидактические материалы по физической
географии: Пособие для учителя. / Л.И. Картель – М.: Просвещение,
1987 –128с.
9.
Климанов В.В. Земли и страны: Учебное пособие по
географии. –М.: Московский лицей, 1996 –160с.
10.
Коршунова В.А. Географические кроссворды. / В.А.
Коршунов – М. Просвещение,1971 – 93 с.
11.
Краткий геологический словарь. / Под редакцией Немкова
М. И. / М. И. Немков – М. Недра, 1989–186 с.
12.
Краткая географическая энциклопедия.
13.
Куприн А.М. Занимательная топография. / А.М. Куприн –
М.: Просвещение, 2011 -112 с.
14.
Нагорный Б.А. Занимательные географические вопросы. /
Б.А. Нагорный – М.: Просвещение, 1968–135с.
15.
Наумова А.С. Задачи по географии/ А.С. Наумова – М.
МИРОСЮ, 1993–192с.
16.
Планета чудес и загадок перевод с английского. – Русское
издательство подготовлено Издательским домом «Ридерз Дайдест»,
1997– 201 с.
17.
Ревенко М.В. «Малышам о географических открытиях» /
М.В. Ревенко – М., Педагогика, 1989 – 231с.
18.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и
методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. / В. И.
Сиротин – М.: АРКТИ, 2013 – 205 с.
19.
Словарь геологических терминов и понятий. – Томск, 1996
– 85 с. / составители Парначев В.П., Вылцан И.А. и др.
20.
Юрков П. М. Дидактические материалы по физической
географии. / П. М. Юрков – М. Просвещение, 1990 – 96 с.
21.
Южанинов В.С. Картография с основами топографии. /
В. С. Южанинов – М., 2001– 134с
22.
Библиотека по географии [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //www. geosite. com.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
23.
География. Планета Земля [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://geoman.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
24.
Раздел
[Электронный
«География»
ресурс].
Режим
в
энциклопедии
доступа:
Википедия
http://www.rgo.ru
(дата
обращения 25.03. 2020 г.)
25.
Клуб путешествий [Электронный ресурс]. Режим доступа:
География.ру (дата обращения 25.03. 2020 г.)
Гео-Тур:
26.
все,
что
вы
хотели
знать
о
географии
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geografia.ru (дата
обращения 25.03. 2020 г.)
Планета Земля [Электронный ресурс]. Режим доступа:
27.
http://geo-tur.narod.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
Страноведческий
28.
ресурс].
Режим
доступа:
каталог
«EconRus»
[Электронный
http://www.myplanet-earth.com
(дата
обращения 25.03. 2020 г.)
29.
Архив научных публикаций географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (дата обращения 25.03. 2020 г.)
30.
Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок
географии»
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://geopub.narod.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
31.
Учебно-методическая лаборатория географии Московского
института открытого образования [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://geo. lseptember.ru. (дата обращения 25.03. 2020 г.)
32.
Уроки географии и экономики: сайт учителя географии
А.Э. Фромберга
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://geo.metodist.ru. (дата обращения 25.03. 2020 г.)
33.
Словарь
современных
географических
названий
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litle-geography.ru
(дата обращения 25.03. 2020 г.)
34.
Национальное географическое общество [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://gde-eto.narod.ru (дата обращения 25.03.
2020 г.)
35.
Мир приключений и путешествий [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.rusngo.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
1