РП элективного курса Мир географии 5 класс на 2025-2026 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО
учителей ЕМЦ

Руководитель ШМС,
заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Бибиков В.В.

Соколова Н.Ф. ________________________ Приказ № 75
от «29» 08 2025 г.
Протокол № 1
Соколова Н.Ф.
от «28» 08 2025 г.
Протокол № 1
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8487534)
Элективный курс по географии "Мир географии"
для обучающихся 5 классов

х. Наумовский 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мир географии» для учащихся V классов базового
уровня разработана на основе примерных программ по географии для V- IX
классов (базовый уровень).
Значение предмета географии трудно переоценить, так как именно он
способствует формированию знаний о неоднородности и целостности Земли
как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о
влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических
знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся
произведения

человеческой

мысли,

обеспечивающие

ориентацию

в

географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной
системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о
расселении людей по планете, о государствах и их столицах, а также может
содействовать решению современных практических задач. Именно в начале
изучения этого предмета в V классе необходимо серьезно отнестись к
формированию у обучающихся основных географических представлений и
понятий, приобретению определенных

умений и навыков в работе с

различными источниками географической информации.
Признавая формирование всесторонне развитой личности в качестве
одной из задач образования, важно в V классе сформировать общую
географическую

культуру

обучающихся,

заложить

основы

знаний

картографического языка, сориентировать ребёнка в современном научном
наследии. Поэтому программа курса «Мир географии» призвана решить
некоторые образовательные и воспитательные задачи.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему развитию ребенка, позволяет изучить и углубить темы,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Помогает развивать у
обучающихся интерес к различным отраслям науки, желанию активно

участвовать

в

продуктивной

деятельности,

умению

самостоятельно

организовать поисковую, исследовательскую и практическую деятельность.
Данный курс представляется актуальным, так как способствует
формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и
применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и
эмоционально-ценностной,

проектно-исследовательской

деятельности

обучающихся. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры
личности,

имеет

профориентационную

направленность,

заметно

способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного
материала и практических знаний.
Примерные темы практических занятий даны в основном содержании
курса и могут проводиться, как часть комбинированных уроков и как уроки
практических занятий.
Программа курса реализуется за счет вариативной части учебного
плана основного общего образования, ориентирована на обучающихся V
классов, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Общая характеристика курса «Мир географии»
Программа курса «Мир географии» для учащихся V классов является
расширением учебного предмета «География» в курсе «Общая география».
Основополагающими принципами построения курса «Мир географии»
являются:

научность

в

сочетании

с

доступностью;

практическая

ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Цель изучения курса «Мир географии»
расширение и систематизация информации о природе и человеке;
формирование у обучащихся умения использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений;

вовлечение пятиклассников в активную практическую и проектноисследовательскую деятельность.
Основные задачи курса «Мир географии»:
формирование географической культуры и обучение географическому
языку;
приобретение умения добывать и использовать географическую
информацию;
развитие познавательного интереса учащихся к объектам и процессам
окружающего мира;
формирование практических, проектно-исследовательских навыков;
формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде;
формирование навыков решения географических задач;
расширение

познания

и

углубление

знаний

о

родном

крае,

формирование общей культуры пятиклассников, любящих и готовых к
преобразованию природы.
Место курса «Мир географии»
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 1 год обучения
в условиях организации вариативной части ООП) и предназначена в качестве
курса по выбору общественно-научного цикла для обучающихся V классов.
Темы

занятий

и

их

последовательность

соотносится

с

примерной

программой по географии для образовательных организаций (учреждений)
Луганской Народной Республики по географии для V-IX классов (базовый
уровень).
Внедрение курса осуществляется через системно-деятельностный
подход, подразумевающий различные формы деятельности: практикумы,
поисково-исследовательские

работы,

проекты,

экскурсии.

Содержание

программы курса предоставляет широкие возможности для осуществления
дифференцированного подхода к обучающимся при их обучении, для

развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности,
эмоциональности и логического мышления; участие детей в соревнованиях,
конкурсах, играх, акциях, заочных экскурсиях, путешествиях, презентациях
результатов своей деятельности.
Виды учебно-познавательной деятельности
чтение и понимание картографических источников;
решение географических задач;
обсуждение гипотез;
поиски и участие в обсуждении результатов исследований;
исследовательская

и

практическая

деятельность

и

подготовка

результатов исследования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами является:
формирование

всесторонне

образованной

успешной

личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов;
воспитание гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности детей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве с людьми разного возраста в процессе общественно
полезной,

учебно-исследовательской,

творческой

и

других

видов

развитие

опыта

деятельности;
формирование

основ

экологической

культуры,

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы является:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
планировать пути достижения целей,

соотносить свои действия с результатами,
владеть основами самоконтроля и самооценки,
определять понятия и создавать обобщения,
устанавливать причинно-следственные связи,
умение организовывать учебное сотрудничество,
осознано использовать речевые средства и ИКТ- компетенции,
развивать экологическое мышление и применять его в познавательной,
социальной практике.
Предметными результатами освоения программы является:
формирование

расширенного

представления

о

географии,

основополагающих знаниях о целостности и неоднородности Земли как
планеты,
расширение знаний учащихся о самых известных географических
открытиях и путешественниках, их совершивших;
раскрытие значения географических открытий в истории развития
человечества;
применение

навыков

использования

географических

знаний

в

повседневной жизни, при решении географических задач и практических
умений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МИР ГЕОГРАФИИ»
Тема 1. Введение. Язык географии: знакомство с различными
источниками информации. Понятие географической культуры. География,
как наука, которая

формирует научную картину мира и научное

мировоззрение.
Тема 2. Развитие географических знаний о Земле. История создания
карт: от Страбона до наших дней. История географических названий на карте
мира. Страницы путевого дневника. Первые кругосветные путешествия.
Выдающиеся
путешествиях.

путешественники.

Проекты

о

путешественниках

и

Тема 3. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Вселенная, галактика, звезды, небесные тела и их характеристика. Отражение
легенд древних на звездном небе. Планеты солнечной системы. Гипотезы о
происхождении Земли. Легенды и сказы о солнечной системе. Лунаестественный спутник Земли. Географические модели Земли. История
календаря. Космос далекий и близкий. Космические полеты: реальность и
фантастика.
Практические занятия:
Решение задач о годовом движении Земли.
Наблюдение за изменением высоты Солнца над горизонтом.
Тема 4.

План

и

карта.

Что

изучает

картография.

История

картографии. История появления карт и атласов. Значение картографии в
современном обществе. Первые карты. Карты Эратосфена и Птолемея,
глобус

Бехайма.

Топографическая

карта.

Основные

свойства

топографической карты. Система условных знаков карт. Легенда карты.
Многолистовые топографические карты. Виды топосъемки: построение
планов местности, спортивное ориентирование. Магнитное склонение.
Истинный азимут. Дирекционные углы. Румбы. Геоинформационные
системы, Google – карты, 3-D карты.
Практические занятия:
Ориентирование на местности по компасу и плану.
Упражнение

на

точность

выхода

по

азимуту,

движение

по

контрольным пунктам.
Решение задач на определение расстояний на плане местности.
Определение абсолютной и относительной высоты точек.
Нивелирование местности.
Определяем

направления

и

расстояния

по

градусной

сетке.

Определение географической широты места по высоте Солнца над
горизонтом.

Определение географических координат точек и нахождение точки на
глобусе и картах по координатам.
Тема 5. Человек на Земле. Численность, плотность населения.
География культуры (языки, расы, этносы, религии).

Географическое

положение стран мира. Параметры для объединения стран в группы. Древние
цивилизации и современное размещение населения. Народы планеты. Их
обычаи, традиции, культура. Самые, самые среди стран и народов.
Практические занятия:
Решение задач на определение средней плотности населения.
Выявление влияния природных факторов на плотность населения мира
(сравнение карт плотности населения, рельефа, климата, природных зон
мира).
Тема 6. Литосфера – каменная оболочка Земли. Путешествие к
центру Земли. Особенности каждого слоя. Палеогеографические условия на
Земле. Геохронология. Внутренние силы Земли. Литосферные плиты и их
движение. Магматизм и его проявления. Вулканизм. Землетрясения.
Гейзеры.

Мир камня. Геологический словарь-справочник. Полезные

ископаемые, закономерности их размещения, использование. Разнообразие
форм рельефа. Внешние силы, влияющие на формирование рельефа:
денудация,

аккумуляция,

аллювий,

эоловые

формы,

дельта,

карст,

ледниковые формы рельефа. Изучение местных форм рельефа, образованных
под влиянием внутренних, внешних и антропогенных факторов.
Практические занятия:
Решение задач на определение температуры при погружении в земной
коре.
Определение свойств минералов и горных пород.
Составление профиля дна океана.
Экскурсия:

Сбор коллекции минералов и горных пород своей местности,
знакомство с формами рельефа, характерными для своей местности,
«экопатруль».

Структура программы «Мир географии»
№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Введение

1

2.

Развитие географических знаний о Земле.

4

3.

Земля во Вселенной

4

4.

План и карта

11

5.

Человек на Земле

4

6.

Литосфера – каменная оболочка Земли

10

Итого

34
Календарно-тематическое планирование курса:
Кол-

№
урока

Фак

во
часов

Тема

в

Да

ти

та

чес

Содержание темы

ки

теме
Тема 1. Введение.
1

1

География – наука о
Земле.

Самое особенное в
географии.

Язык

географии

(словари,

справочники).
Понятие
географической
культуры. География наука,
формирует
картину

которая
научную
мира

и

научное
мировоззрение.

Игра

«Географическое
лото»
4 ч.

Тема

2.

Развитие

географических знаний о
Земле.
2

1

История создания карт.
История

географических

названий на карте мира.

От

Страбона

наших

до

дней.

Страницы

путевых

дневников.
3

2

Первые кругосветные
путешествия.

Видео-путешествия.
Первые кругосветные
путешествия.

4

3

Геоинформационные
системы.

5

4

Google – карты, 3-D
карты

Выдающиеся

Защита

путешественники

проектов:

Смелые
Путешествие

люди,
Тура

Хейердала,
Одиночные
кругосветные
путешествия, Водный
мир Жака-Ив Кусто,
Покорение

вершин,

Северный

морской

путь.
4ч.

Тема

3.

Вселенной.

Земля

во

Движения

Земли и их следствия.
6

1

Вселенная,

Отражение легенд

галактики,
небесные

тела

звезды,

древних на звездном

и

небе. Легенды и сказы

их

характеристики.

7

2

Планеты

о солнечной системе.

солнечной

системы.

Характеристика
планет

солнечной

системы.
8

3

Географические
модели

Земли.

Обсуждение
Виды

движения Земли.

гипотез

о

происхождении
Земли.

Приборы:

теллурий,

гномон.

Луна - естественный
спутник

Земли.

История календаря.
Практическое
занятие:
Решение задач о
движении Земли.
9

4

Космос

далекий

близкий.

и

История
освоения

космоса.

Космические полеты:
реальность

и

фантастика.
11ч.
10

1

Тема 4. План и карта
История

Что

изучает

картографии.

картография. История
появления

карт

атласов.

и

Первые

карты Эратосфена и
Птолемея.

Глобус

Бехайма.

Значение

картографии

в

современном
обществе.
11

2

Топографическая

Многолистовые

карта. Основные свойства

топографические

топографической карты.

карты. Решение задач
на

определение

расстояний на плане
местности.
Практическое
занятие.
12

3

Система

условных

знаков карт. Легенда карты.
13

4

Географический
диктант.

Виды топосъемки.

Построение планов
местности.
Практическое
занятие.

14

5

Магнитное
склонение.
азимут.

Ориентирование
Истинный

Дирекционные

углы. Румбы.
15

6

Геоинформационные
системы,

на

местности.

Практическое
занятие.
Google – карты, 3D карты.

16

Ориентирование

7

на

Формирование

местности по компасу и

навыка

плану.

ориентироваться

Практическое

занятие.

умения

помощью

с

компаса,

звезд,

Солнца,

местных признаков.
17

Упражнение

8

на

Формирование

точность

выхода

по

навыка

азимуту,

движение

по

азимута с помощью

контрольным

пунктам.

определения

компаса.

Практическое занятие.
18

Определение

9

Определение

абсолютной

и

относительной

высоты

точек.

высоты

холма

помощью

с

нивелира.

Нанесение

Нивелирование
местности.

горизонталей

Практическое

на

карту.

занятие:
19

Определение

10

Работа

направления и расстояния
по

градусной

с

картами.

Решение задач.

сетке.

Определение
географической

широты

места по высоте Солнца
над

горизонтом.

Практическое занятие.
20

11

Определение
географических координат
точек и нахождение точки

Работа с градусной
сеткой карт.

на глобусе и картах по
координатам.
Практическое занятие.
4 ч.
21

1

Тема 5. Человек на Земле.
Численность,

Решение

плотность населения.

на

задач

определение

средней

плотности

населения.
Практическое
задание.
22

2

Выявление
природных

влияния
факторов

на

плотности населения,
рельефа,

(сравнение карт плотности

природных зон мира

населения,

(выводы

мира).

рельефа,
природных

зон

Практическое

занятие.

3

карт

плотность населения мира

климата,

23

Сравнение

Географическое
положение стран мира.

климата,
о

влиянии

природных факторов
на

плотность

населения).
Параметры

для

объединения стран в
группы.
Сравнительная
характеристика
географического
положение

стран

мира.
24

4

Древние цивилизации
и современное размещение

Проекты

и

видеопутешествие по

населения.
культуры

География
(языки,

расы,

странам, знакомство с
обычаями,

этносы, обычаи, традиции,

традициями,

религии).

культурой

народов

мира.

Самые

удивительные

среди

стран и народов.
Игра

«Угадай

страну».
10 ч. Тема

6.

Литосфера

–

каменная оболочка Земли
25

1

Путешествие к центру
Земли.

Путешествие
центру

к

Земли.

Особенности
внутреннего строения.
Решение

задач

на

определение
температуры

при

погружении в земной
коре.

Практическое

занятие.
26

2

Палеогеографические
условия на Земле.

Знакомство

с

геохронологической
таблицей.

27

3

Внутренние
Земли.

силы

Литосферные
плиты и их движение.
Магматизм
проявления.
Вулканизм.

и

его

Землетрясения.
Гейзеры.Самые
мощные
землетрясения,
крупнейшие вулканы
на

Земле.

Гейзеры.

Заочное путешествие
в

Йелоустонский

национальный
(США),
гейзеров»

парк

«Долину
на

п-ове

Камчатка (Россия), о.
Исландия.
28

4

Мир камня.

Наука геология.
Геологический
словарь- справочник.
Определение свойств
минералов и горных
пород. Практическое
занятие.

Самые

удивительные
минералы.
29

5

Полезные

Определение понятия

ископаемые,
закономерности

полезные
их

ископаемые.

размещения,

Условные знаки карт,

использование.

обозначающие
месторождения
полезных

ископаемых.
30

Экскурсия:

6

Сбор

31

7

Работа с образцами
коллекции

минералов и горных

минералов и горных пород

пород, справочниками

своей местности.

– определителями.

Разнообразие

форм

рельефа.

Классификация
форм

рельефа.

Рекордсмены рельефа.
32

8

Внешние

силы,

Заочное

на

путешествие

влияющие
формирование

рельефа:

крупнейшим районам

денудация,

аккумуляция,

деятельности

аллювий,

эоловые

древнего

и

по

ледниковые формы, дельта,

крупнейшим

карст.

карстовым

ледника,
пещерам

мира и т.д.
33

9

Местные

формы

рельефа.

Изучение
местных

форм

рельефа,
образованных

под

влиянием внутренних,
внешних

и

антропогенных
факторов.
34

10

Рельеф дна океана.

Составление
профиля дна океана.
Практическое
занятие.

Список использованной литературы
1.

Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по

географии/ Г. П. Аксакалова – М.: Просвещение, 2008 – 144 с.
2.

Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному

курсу «Топография и картография» / Н.В. Андреев – М.: Просвещение,
2009 – 98 с.
3.

Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по

физической географии. / И.И. Баринова – М.: Просвещение, 2012 – 94
с.
4.

Булава Л.М. Готовимся к географическим олимпиадам. /

Л.М. Булава - Харьков: Основа, 2008 – 173 с.
5.

Войлошников

В.Д.

«Геология

в

школьном

курсе

географии» / В. Д. Войлошников – М. «Просвещение», 1983 – 112 с.
6.

Гедымин А.В., Грюнберг Г.Ю., Малых М.И. Практикум по

картографии с основами топографии. / А. В. Гедымин – М., 1981 – 185
с.
7.

Заставецкая О.В. Зборник задач по физической географии. /

О. В. Заставецкая – Тернополь. Учебники и пособия.1996 – 349 с.
8.

Картель Л.И. Дидактические материалы по физической

географии: Пособие для учителя. / Л.И. Картель – М.: Просвещение,
1987 –128с.
9.

Климанов В.В. Земли и страны: Учебное пособие по

географии. –М.: Московский лицей, 1996 –160с.
10.

Коршунова В.А. Географические кроссворды. / В.А.

Коршунов – М. Просвещение,1971 – 93 с.
11.

Краткий геологический словарь. / Под редакцией Немкова

М. И. / М. И. Немков – М. Недра, 1989–186 с.
12.

Краткая географическая энциклопедия.

13.

Куприн А.М. Занимательная топография. / А.М. Куприн –

М.: Просвещение, 2011 -112 с.
14.

Нагорный Б.А. Занимательные географические вопросы. /

Б.А. Нагорный – М.: Просвещение, 1968–135с.
15.

Наумова А.С. Задачи по географии/ А.С. Наумова – М.

МИРОСЮ, 1993–192с.
16.

Планета чудес и загадок перевод с английского. – Русское

издательство подготовлено Издательским домом «Ридерз Дайдест»,
1997– 201 с.
17.

Ревенко М.В. «Малышам о географических открытиях» /

М.В. Ревенко – М., Педагогика, 1989 – 231с.
18.

Сиротин В.И. Практические работы по географии и

методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. / В. И.
Сиротин – М.: АРКТИ, 2013 – 205 с.
19.

Словарь геологических терминов и понятий. – Томск, 1996

– 85 с. / составители Парначев В.П., Вылцан И.А. и др.
20.

Юрков П. М. Дидактические материалы по физической

географии. / П. М. Юрков – М. Просвещение, 1990 – 96 с.
21.

Южанинов В.С. Картография с основами топографии. /

В. С. Южанинов – М., 2001– 134с
22.

Библиотека по географии [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http: //www. geosite. com.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
23.

География. Планета Земля [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://geoman.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
24.

Раздел

[Электронный

«География»

ресурс].

Режим

в

энциклопедии

доступа:

Википедия

http://www.rgo.ru

(дата

обращения 25.03. 2020 г.)
25.

Клуб путешествий [Электронный ресурс]. Режим доступа:

География.ру (дата обращения 25.03. 2020 г.)

Гео-Тур:

26.

все,

что

вы

хотели

знать

о

географии

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geografia.ru (дата
обращения 25.03. 2020 г.)
Планета Земля [Электронный ресурс]. Режим доступа:

27.

http://geo-tur.narod.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
Страноведческий

28.
ресурс].

Режим

доступа:

каталог

«EconRus»

[Электронный

http://www.myplanet-earth.com

(дата

обращения 25.03. 2020 г.)
29.

Архив научных публикаций географического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (дата обращения 25.03. 2020 г.)
30.

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок

географии»

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

http://geopub.narod.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)
31.

Учебно-методическая лаборатория географии Московского

института открытого образования [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://geo. lseptember.ru. (дата обращения 25.03. 2020 г.)
32.

Уроки географии и экономики: сайт учителя географии

А.Э. Фромберга

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

http://geo.metodist.ru. (дата обращения 25.03. 2020 г.)
33.

Словарь

современных

географических

названий

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.litle-geography.ru
(дата обращения 25.03. 2020 г.)
34.

Национальное географическое общество [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://gde-eto.narod.ru (дата обращения 25.03.
2020 г.)
35.

Мир приключений и путешествий [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.rusngo.ru (дата обращения 25.03. 2020 г.)

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».