МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Руководитель ШМО
учителей
гуманитарного цикла
Руководитель ШМС,
заместитель директора
по УВР
Директор школы
________________________
Бибиков В.В.
________________________ ________________________ Приказ № 75
от «29» 08 2025 г.
Соколова Н.Ф.
Соколова Н.Ф.
Протокол № 1
Протокол № 1
от «28» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8592858)
учебного предмета Элективный курс " Практикум по русскому языку"
для обучающихся 8 классов
х. Наумовский 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУЯЗЫКУ «Практикум
по русскому языку»
Рабочая программа элективного курса для 8 –х классов «Практикум по русскому
языку» разработана с использованием материалов Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), с учетом
изучения русского языка по базовой программе общеобразовательных учреждений
«Русский язык 5-9 классы» /авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.- М.:
Просвещение, 2008 г.
Данный элективный предмет является элементом раннего предпрофильного
обучения. Особенностью программы данного предмета является опора на языковое чутьё
учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к
ГИА в новой форме. Учащиеся отрабатывают умения и навыки грамотного письма и
грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную, лингвистическую и
культуроведческую компетенции.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Практикум по русскому языку»
Цель программы: - создание условий для формирования и развития умений
смыслового чтения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•
развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе
чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно - познавательных текстов,
инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных
предметов;
•
способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного
уровня, направ-ленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
•
обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Освоение данной программы дает возможность ученику быть способным к
эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и
достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному
реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному
мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в
сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности. А также адаптирует
учащихся к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечивает эмоциональное
благополучие ученика.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходим, так как используются при
выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач,
инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ,
подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому любому учителю очень важно
обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практикум по
русскому языку» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение предмета «Практикум по русскому языку» в 7 классе
отводится 34 часа (1час в неделю), в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
7 класс (34ч.)
Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
Анализ текста. Фонетика. Графика. Состав слова. Словообразование. Орфография. Лексика.
Морфология. Синтаксис. Пунктуация.
Звуки. Морфемы. Способы образования слов. Части речи. Члены предложения.
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-3ч.
Понятие текста, основные признаки текста. Диалог как текст. Виды диалога. Тема текста.
Основная мысль текста. Проблемы текста, пафос.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Композиция текста. Способы связи между предложениями в тексте. Средства связи между
предложениями в тексте.
Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
Стили речи. Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля
речи. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Разговорный стиль речи.
Художественный стиль речи.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч. Типы речи. Описание. Повествование.
Рассуждение.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся-.2ч.
Определение различий между произношением и написанием слов, лексического значения,
морфемного состава и словообразовательных возможностей слов. Вычленение из текста
словосочетаний и предложений с заданными характеристиками.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте.-4ч.
Средства выразительности в художественном стиле. Средства вырази тельности в
публицистическом стиле. Стилистические возможности языковых средств. Лексические и
грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-4ч.
Анализ прозаического текста. Целостный (многоаспектный) анализ лирического
произведения. Сопоставительный анализ стихотворений. Анализ драматического
произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-4ч.
Редактирование текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Тематический
конспект.
Раздел.10 . Оценка текста.-3ч.
Аннотация. Оценка текста. Отзыв.
8 класс (34ч.)
Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
Комплексное повторение. Анализ текста
(Фонетика.
Лексика.
Словообразование.
Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.
Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. Типы информации в тексте.
Ключевые слова текста. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение). Микротема текста. Средства
связи между предложениями текста (лексические и грамматические).
Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
Стили речи. Научный стиль. основные признаки научного стиля речи. Основные признаки
публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. Официально-деловой
стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Средства
эмоциональной выразительности в разговорном стиле. Общая характеристика
художественного стиля.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение
Повествование в публицистическом стиле.
Рассуждение с описанием.
в
публицистическом
стиле.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся-.6 ч.
Языковая компетенция. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Основные понятия морфемики и
словообразования. Основные понятия морфологии и орфографии. Основные понятия
синтаксиса и пунктуации.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте.-4ч.
Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические,
грамматические, интонационные. Средства выразительности в публицистическом стиле:
фонетические, лексические, грамматические, интонационные. Стилистические возможности
языковых средств. Тропы, стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.
Комплексный анализ прозаического и лирического произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-2ч.
Основные виды переработки текста (редактирование, сокращение, план, тезисы, выписки).
Конспект, тематический конспект, реферат.
Раздел.10 . Оценка текста..-2ч.
Оценка текста. Рецензия текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения учениками 7-9 классов программы курса
являются:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в
процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учениками 7 -9 классов программы
элективного предмета «Комплексный анализ текста» являются:
1)
владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учётом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2)
применение приобретённых знаний, умений и навыковв повседневной жизни;
способность использовать родной языккак средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения учениками 7-9 классов программы элективного
предмета « Комплексный анализ текста» являются:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6)
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, мор- фологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8)
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 КЛАСС
Количество часов
Электронные (цифровые)
Контрольн
Практически
образовательные ресурсы
Всего
ые работы
е работы
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности.
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
№
п/п
1
Наименование разделов и тем программы
Комплексное повторение. Анализ текста. Работа с
текстом 1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика.
Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Пунктуация). Работа с текстом 2
Текст как речевое произведение. Типы проблем в
тексте. Работа с текстом 3
Типы информации в тексте. Работа с текстом 4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Ключевые слова текста. Работа с текстом 5
1
Способы передачи чужой речи. Работа с текстом 6
1
Прямая и косвенная речь. Работа с текстом 7
1
Строение текста. Название текста. Зачин (первое
предложение). Работа с текстом 8
Микротема текста. Работа с текстом 9
1
Средства связи между предложениями текста
(лексические и грамматические). Работа с текстом 10
Стили речи. Научный стиль речи. Основные признаки
научного стиля речи. Работа с текстом 11
Основные признаки публицистического стиля речи.
Жанры публицистического стиля речи. Работа с
текстом 12
Официально-деловой стиль речи. Жанры официальноделового стиля. Работа с текстом 13
Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной
выразительности в разговорном стиле. Работа с
текстом 14
Общая характеристика художественного стиля.
Анализ текста. Практическая работа
Функционально-смысловые типы речи. Работа с
текстом 15
Рассуждение в публицистическом стиле. Работа с
текстом 16
Повествование в публицистическом стиле. Работа с
текстом 17
Рассуждение с описанием. Работа с текстом 18
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Языковая компетенция. Работа с текстом 19
1
Основные понятия и основные единицы лексики и
фразеологии. Работа с текстом 20
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Работа с текстом 21
Основные понятия морфемики и словообразования.
Работа с текстом 22
Основные понятия морфологии и орфографии. Работа
с текстом 23
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Работа
с текстом 24
Средства выразительности в художественном тексте:
фонетические, лексические, грамматические,
интонационные. Работа с текстом 25
Практикум. Средства выразительности в
публицистическомтексте: фонетические, лексические,
грамматические, интонационные. Практическая работа
Стилистические возможности языковых средств.
Тропы. Стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы),
рифма, интонация. Работа с текстом
Комплексный анализ прозаического и лирического
произведения. Практическая работа
Основные виды переработки текста (редактирование,
сокращение, план, тезисы, выписки). Работа с
текстом
Конспект, тематический конспект, реферат. Работа с
текстом
Оценка текста. Рецензия. Работа с текстом
1
Практикум–диагностика. (Тестовая работа по
комплексному применению умений работать с
информацией и текстом)
Чему я научился? (Подведение итогов, оформление
портфолио)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b78
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
- Русский язык, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс – Груздева Е.Н,
Экзамен, 2018
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс. Малюшкин А.Б., М.: ОО «ТЦ Сфера»,
2018
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 8 класс. Малюшкин А.Б., М.: ОО «ТЦ Сфера»,
2018
Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс – Никулина М.Ю.,
Экзамен, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
https://resh.edu.ru/