РП элективного курса по русскому языку Учимся работать с текстом 9 класса на 2025-2026 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНА

Руководитель ШМО
учителей ГЦ

СОГЛАСОВАНА

Руководитель ШМС,
заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

________________________

Бибиков В. В.
Соколова Н. Ф. ________________________ Приказ №75 от «29» 08
2025 г.
Протокол №1 от «28» 08
Соколова Н.Ф.
2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8823177)
учебного предмета Русский язык ( элективный курс) "Учимся работать
с текстом"
для обучающихся 9 классов

х. Наумовский 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика элективного курса «Работа с текстом»
Элективный курс «Читательская грамотность. Работа с текстом» направлен на
освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует
нравственно- интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога
с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда
духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого
обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его
интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства
(рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и
этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс
призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов
деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и
реализации собственных текстов. Актуальность курса «Работа с текстом»
определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения
грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по
предмету, которая включает в себя создание текстов разных типов речи, составление
монолога и правильного ведения диалога.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не
включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение
уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной
школы жизненно важных коммуникативных
умений,
необходимых
для
продолжения
образования:






извлекать информацию при аудировании и чтении;
адекватно понимать и интерпретировать текст в
соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым
типом речи;
создавать в устной форме высказывания по заданным
параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с
различной степенью свернутости;
соблюдать в речи основные языковые нормы
(орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные, стилистические)

Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать
уровень компетентности. Очевидно, что выполнение заданий устной части требует от
обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности
эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности
входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания,
владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также
рефлексивные способности.

Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию
систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения,
практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном
построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и
систематизацию знаний, полученных в 5-9 классах.

Цели и задачи, решаемые при реализации
рабочей программы

Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и
лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать
чужой и создавать собственный текст. Подготовить девятиклассников к успешному
выполнению устной части ОГЭ, изложения и сочинения.

Задачи изучения элективного курса:


помочь школьникам подняться на новую ступень речевой
культуры, научиться

более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка
для передачи своих мыслей и чувств;









работать не только над обогащением словаря
учащихся, но и над увеличением подвижности того
запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей
речи;
развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления,
вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным
читателем;
формировать умение мыслить творчески, рассуждать
логично, доказательно, с опорой на анализ текста
художественного произведения или жизненный опыт;
формировать собственный устный стиль каждого ребёнка;
выявлять творческие способности у каждого школьника;
помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со
своими коммуникативными проблемами, развивать речь,
память, внимание, способствовать становлению
характера, умению побороть себя и свои пороки;









помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского
языка, показать им его многообразные возможности,
приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и
побудить к созданию собственных творческих работ.
научить применять обобщённых знаний и умений при анализе
текста;
обучение:
способам понимания текста;
способам выражения понимания чужого;
способам выражения собственной позиции;
умению отвечать на вопросы и строить речь исходя из ситуации



уметь рассуждать с учетом основных признаков текста:
смысловой и

грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче
и т.д.

Количество учебных часов
Рабочая программа в IX классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию –
13 часов, практику – 21 часов.

Формы организации образовательного
процесса

Данная программа предусматривает проведение практических занятий,
исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы,
дифференцированного
обучения,
личностно-ориентированного
обучения,
самостоятельной
работы
обучающихся.
На
занятиях
предусматривается
использование:












Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельнаяработа учащихся
(наблюдения
над
языковым материалом,
их анализ, выводы);
Индивидуальная устная работа;
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах и коллективная работа;
Проведение деловых игр и практикумов;
Работа с пакетами КИМов.
коллективная и групповая при работе над
пониманием;
индивидуальная устная работа

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил,
слов трудных к произношению) и практическая часть (выполнение различных
упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности, приобрести устойчивые навыки).

Место
элективного
курса
грамотность. Работа с текстом» в

«Читательская

учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривается проведение элективных курсов в IX классе.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ Чкаловская СОШ

и годовым календарным графиком предусматривает проведение занятий элективного
курса в IX классе в объёме 34 часов.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без
ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не
включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения
абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования.

Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология,
технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.

Механизмы формирования лингворечевой
компетенции:







использование основных видов чтения (ознакомительноизучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных
источников, в том числе представленных в
электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и
проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений
между его частями;
анализ особенностей использования
лексических средств и средств
выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными
и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно- коммуникативного (сознательнокоммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом,

программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых
для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:

-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить
элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его
словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные
высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной
программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка
совершенствуются
и
развиваются
следующие
общеучебные
умения:
коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной
задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Содержание
Устная часть ОГЭ в IX классе – это чтение текста вслух и ответы на
вопросы. Пересказ – это форма обработки информации исходного
текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных
умений, важнейшими из которых являются следующие:

 умение точно определять круг предметов и явлений
действительности, отражаемой в тексте;

 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;

 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые
средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без
которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно
понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание
уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и
своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры человека. Подлинная рациональность,
включающая способность аргументации доказательности своей позиции,
вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания.
В этом единстве и заключается такое личностное начало, как
ответственность за свои взгляды и позиции.
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют
его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный
курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Данная программа элективного курса для IX класса разработана на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,
Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в
виде практических работ, с помощью тестов, устных высказываний (создание текстов
разныз типов речи – рассуждения, описания, повествования), редактирования текста.
После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: устное
собеседование. Устные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для
ОГЭ.

Учебно-тематический план
№

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1. Выразительное чтение текста
как искусство звучащего

7

4

3

2. Монологическое высказывание 9

5

4

3. Диалог

5

1

4

4. Текст как результат речевой

6

1

5

4

1

3

6. Синтаксические и
пунктуационные нормы текста

3

1

2

1. Итого

34

13

21

слова

деятельности
5. Средства выразительности в
тексте

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Выразительное чтение текста как
искусство
звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп
чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание
содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны
логические ударения, паузы.

Раздел 2. Монологическая речь
Структура монолога. Текста – повествования, описания, рассуждения.
Алгоритм составления текстов различных типов речи. Речевые клише, используемые
в текстах- рассуждениях. Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально- смысловым типом речи.
Извлечение информации из различных
источников Знать: структуру текста-рассуждения.
Уметь: создавать текст в устной форме в соответствии с заданной темой
и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 3. Диалог
Структура диалога.
Учимся
вести диалог. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к диалогу.
Уметь: вести беседу на заданную тему, грамотно строить свои высказывания.

Раздел 4. Текст как результат речевой
деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и
параллельная связь). Средства связи между предложениями в
тексте (лексические и грамматические). Смысловая и
композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы
с текстом. Уметь: различать
характер заданий к тексту.

Раздел 5. Средства выразительности в
тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные
(стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические
(неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные
обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные
средства (звуковые,
лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности. Стилистические возможности языковых средств.

Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств
выразительности.

Раздел 6. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста.

Планируемый уровень подготовки
обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:

 основные признаки текста;
 основные приемы создания текстов разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
 осознанно воспринимать текст;
 определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую
позицию и точку зрения героя;
 правильно и лаконично излагать содержание текста;
 определять в тексте наиболее важные с содержательной точки
зрения
слова, анализировать их структурно-смысловые
связи;
 выявлять главную и второстепенную информацию в тексте,
распознавать ее на слух;
 владеть различными приемами сжатия текста;
 устно передавать содержание текста, используя при этом
различные средства речевой выразительности;
 самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;

 проводить иллюстративные аргументы из прочитанного
текста, подтверждающие указанные мысли;
 выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические
нормы;
 свободно владеть знаниями по грамматике русского языка
при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения,
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
определять, где нужны логические ударения, паузы.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса Пособие для учащихся
 Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А.,
Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020

 Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск
2: учебное пособие для общеобразовательных организаций под
ред. Г.С.Ковалѐвой, Л.А.Рябининой. Москва; Санкт-Петербург:
Просвещение, 2021.
 Русский язык. Сборник задач по формированию
читательской грамотности. 8-11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организации-М.; Просвещение, 2021.

 Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для
оценки
читательской грамотности. 9 класс. Варианты 1-4. / Г.С.Ковалѐва и др. –
М.Просвещение, 2018.

Пособия для учителя
 Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.
Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.

Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.

 Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский
язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности
– М: Просвещение, 2019

 Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для
учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская];
под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
 Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. –
М.: Просвещение, 2019

 Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности //
Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина
М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
 Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на
грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое
сентября‖

 Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков
функционального чтения// Международная научно-практическая
конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие
личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

 Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».
Тольятти, 2018.

 Поварнин C. B. Как читать книги.
http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

 Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития
навыков чтения и письма// Международная научнопрактическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и
докладов
 Учебные словари
 Материалы для обучения чтению.
 Использование технических средств, СМИ и Интернета
 Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/.

Календарно-тематическое
планирование
(9 класс) 20222023 уч.год

№

Тема

Колво
часов

Вид
деятельности

Дата
По

По

плану

факт

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
1

Структура

работы. Знакомство
с демонстрационным

вариантом.
2

Критерии оценивания чтения вслух.
Признаки
выразительного
чтения. Правильность
чтения. Знакипрепинания. Логические
паузы и ударения. Интонация текста.

1

Лекция.
Практику
м

1

Составление
памятки к
выразительному
чтению научнопопулярного
текста.

3

Отработка

навыка
выразительного чтения.

1

Работа над
текстами разных
типов

4

Практикум по выразительному чтению.

1

Сам. работа

5

Критерии оценивания пересказа
текста с включением приведенного

1

Лекция.
Практику
м

1

Сам. работа

1

Лекция.
Практику
м

высказывания.
Критерии оценивания правильности
речи.
6

Практикум

по

пересказу

научно-

популярного

текста с
включением
приведенного высказывания
7

Практикум по выразительному чтению
и пересказу научно-популярного текста
с
включением приведенного
высказывания

Монологическое высказывание
8

Критерии

оценивания
монологического
высказывания.

1

Упражнения для
развития
монологической

речи

9

Функционально-смысловые типы речи

1

Лекция.
Практикум

10

Синтаксические

конструкции

для

1

описания
11

Лекция.
Практикум

Практикум

по
составлению

1

Сам. работа

1

Лекция.

монологического высказывания
(описание фотографии).
12

Схема

построения и
синтаксические

Практикум

конструкции повествовательного текста.
13

Практикум
монологического

по
составлению

1

Лекция.
Практику
м

Словарная
работа по
темам

высказывания

(повествование).
14

Схема построения текста-рассуждения.

1

15

Синтаксические

1

Создание текстов

1

Создание текстов

1

Взаимооценка по

конструкции

рассуждения.
16

Составление

монологического

высказывания (рассуждение).
Диалог
17

Критерии оценивания диалога.
Речевые

критериям

клише.
18

Практикум. Отработка умения
вести диалог на заданную
тему.

1

Взаимооценка
по критериям

19

Составление

1

Взаимооценка
по критериям

монологического высказывания (по

выбору

учащегося) и

отработка умения вести диалог.
20

Практикум. Работа с текстом.

1

Алгоритмы
построения
текстов разных
типов речи

21

Коррекция результатов пробного
экзамена

1

Анализ

Текст как результат речевой деятельности
22

Определение, признаки и
характеристика

1

Лекция.
Практикум

текста как единицы языка
23

Тема, идея, проблема текста и
способы их установления и
формулирования

1

Композиционно
содержательны
й анализ текста

24

Роль ключевых слов текста

1

Восстановление
текста

по

ключевым
словам
25

Способы
тексте

26

и средства связи
между предложениями в

1

Тренировочные
упражнения
«Моделируе
м текст»

Характер смысловых отношений
между частями текста

1

Творческая
работа в группах.
Составление
текстов на
основе данных
ситуаций

27

Смысловая и композиционная
целостность

1

Работа с
текстом

текста
Средства выразительности в тексте

28

Особенности
использования
лексических,
словообразовательных,
морфологических,
синтаксических
средства выразительности в

1

Работа с тестом

1

Анализ текстов

1

Подбор
рабочего
материала

1

Работа с
художественным

тексте
29

Специальные
изобразительновыразительные средства в тексте и их
роль

30

Выбор и организация языковых
средств в
соответствии с темой и основной
мыслью текста

31

Практическая работа «Анализ текста с
точки зрения использования в нём
средств

текстом

выразительности»

Синтаксические и пунктуационные нормы текста
32

Словосочетание и предложение.

1

Конструирование

Функции сложного предложения в
тексте.

словосочетаний
и

Пунктуация в сложном предложении
текста

предложений по
схемам.
Работа над
синонимичной
заменой
словосочетаний

33

34

Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм

1

Подведение итогов.

1
Итого

Тестовые
задания
для подготовки к
ГИА

34

Работа с текстом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».