МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНА
Руководитель ШМО
учителей ГЦ
СОГЛАСОВАНА
Руководитель ШМС,
заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы
________________________
Бибиков В. В.
Приказ
№75
от
«29» 08
Соколова Н. Ф ________________________
2025 г.
Протокол №1 от «28» 08
Соколова Н. Ф.
2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8992755)
Формула правильного питания
для обучающихся 5-6 классов
х. Наумовский 2025 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на
основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями
к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М.
Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное
питание»», 2013 год.
Обучение ведется:
- по рабочей тетради «Формула правильного питания»: Рабочая тетрадь/ М. М.
Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
-по блокноту для школьников «Формула правильного питания»: Блокнот// М. М.
Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.
Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и
реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена
на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания
правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее
национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает
организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая
форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват
обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного
здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их
субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Содержание работы структурировано в виде 11разделовмодулей:
"Здоровье - это здорово»
"Продукты разные нужны, продукты разные важны"
"Режим питания»
"Энергия пищи"
"Где и как мы едим"
"Ты - покупатель"
"Ты готовишь себе и друзьям"
"Кухни разных народов",
«Кулинарная история»
"Как питались на Руси и в России",
"Необычное кулинарное путешествие».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает
содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о
правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на
формирование готовности соблюдать их, учатся
осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного
питания как составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование у детей
и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового
образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Формировать и развивать представления детей и подростков о
здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
формировать готовность заботиться и укреплять собственное
здоровье;
Формировать у школьников знаний о правилах рационального
питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также
готовности соблюдать эти правила;
Научить освоение детьми и подростками практических навыков
рационального питания; 4.Формировать представления о социокультурных
аспектах питания как составляющей общей культуры человека:
o
информировать детей и подростков о народных традициях,
связанных с питанием и здоровьем;
o
расширять знания об истории и традициях своего народа;
o
формировать чувства уважения к культуре своего народа и
культуре традициям других народов.
Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков,
их интересы и познавательную деятельность;
Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков,
умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в процессе решения проблемы;
Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания
детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы:
11-12 лет
Срок реализации программы: Программа реализуется 2 года через кружок
«Разговор о правильном питании». Проводится в 5классе в объеме 17 часа в
год (1 час в неделю) и в 6 классе в объеме 17 часов в год (1 час в неделю)
Формы занятий
o
o
o
o
o
o
o
ролевая игра,
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
проектная деятельность,
дискуссия,
конкурсы,
обсуждение.
Режим занятий - вторая половина дня
Основные принципы реализации программы
o Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не
навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
o Принцип сознательности - нацеливает на формирование у
обучаемых глубокого понимания, устойчивого
интереса,
осмысленного
отношения
к
познавательной
деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом
специальных
методических
приемов,
решающих
проблемы
здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
o Принцип систематичности и последовательности проявляется во
взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность,
непрерывность в учебно- воспитательном процессе на протяжении всего
периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности.
Систематически проводимые формы организации познавательной
деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями
приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
o Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих
закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка,
планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной
подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния
o
o
o
o
o
o
o
здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков,
построения двигательного режима, приобщения к разным формам
познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка,
педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип
непрерывности
выражает
закономерности
построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с
принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание
высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся
повышает их эффективность, что выражается в динамичности
закономерных
изменений
содержания
и
формы
параметров
функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков,
развития функциональных возможностей организма в процессе
использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с
максимальным использованием форм привлечения органов чувств
человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для
связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует
направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих
в познавательном процессе. У младших школьников зрительные
анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем
слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень
подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение
принципа активности в педагогической практике позволяет организовать
занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления
здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и
здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать
учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую
действительность не только как источник знаний, но и как место их
практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их
проверки: Личностные результаты освоения программы
внеурочной деятельности:
o проявление познавательных интересов и активности в области здорового
питания;
o овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
o готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в
том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов
питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностносмысловые установки обучающихся, формируемые средствами
различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном
питании», в том числе развитие представления об адекватности питания,
его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
o определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
o проговаривать последовательность действий;
o учиться высказывать своё предположение на основе работы с
иллюстрацией;
o учиться работать по предложенному учителем плану;
o учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
o учиться совместно с учителем и одноклассниками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
o ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
o делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
o добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
o перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную
информацию;
o преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе
графических инструкций составлять словесные инструкции с
последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
o донести свою позицию до остальных участников практической
деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
o слушать и понимать речь других;
o читать и пересказывать текст;
o совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
o учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование
умений:
o описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
o выделять существенные признаки предметов;
o сравнивать между собой предметы, явления;
o обобщать, делать несложные выводы;
o определять последовательность действий.
Формы и средства контроля:
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения
творческих заданий, конкурсов, фестивалей, совместных праздников с родителями,
проектов.
Результаты освоения программы «Формула правильного питания»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по формированию здорового и безопасного образа
жизни являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностные результаты освоения программы «Разговор о правильном
питании »
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по формированию здорового и безопасного образа жизни
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями;
общаться и взаимодействоватьсо сверстниками на принципах
взаимоуважения
и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
Тематическое
планирование и основные виды деятельности
учащихся 5 класс (17 часов из расчёта 1 час в
неделю)
№
Тема
Кол-во
Дата
Цели
часов
1
Здоровье-это здорово
1
2
Правила ЗОЖ
1
3
Я и мое здоровье
1
Понятие ЗОЖ, формирование и
развитие представления детей и
подростков о здоровье как одной из
важнейших
человеческих ценностей,
формирование готовности заботить
и укреплять
собственное здоровье
Правильное питание. развитие
коммуникативных навыков у детей
подростков, умения эффективно
взаимодействовать со сверстникам
взрослыми в процессе решения
4
Мой образ жизни
1
5
Конкурс плакатов « Мы за
ЗОЖ»
1
проблемы
6
Белки
1
7
Жиры
1
8
Углеводы
1
Рацион питания, калорийность пищ
дать детям представление об
основных
группах питательных веществ –
белках, жирах, углеводах, витамина
и
минеральных солях, функциях этих
веществ в организме;
дать детям представление о том,
какие питательные вещества
содержатся в
различных продуктах;
формировать представление о
необходимости разнообразного
питания как обязательном условии
здоровья;формирование
умения самостоятельно
работать с
информационными источниками.
Представление о роли минеральны
веществ
развитие творческих способностей
кругозора у детей и подростков, их
интересов и познавательной
деятельности знание детей об
особенностях питания в летний и
зимний периоды, причинах
вызывающих изменение в рационе
питания
9
Витамины
1
Роль витаминов и минеральных
веществ; формировать
представление о
необходимости разнообразного
питания как обязательном условии
здоровья; формирование умения
10
Минеральные вещества
1
самостоятельно работать с
информационными
источниками.
11
Рацион питания
1
Пищевые вещества
Понятие рационального питания,
знание о структуре ежедневного
рациона питания
12
Понятие режима питания
1
13
Мой режим питания
1
14
Игра
1
15
Энергия пищи
1
16
Калорийность
1
«Составляем
режим питания»
Исследовательская
пищи
Взаимосвязь здоровья и воды.
Представление о напитках здоров
развитие коммуникативных навыко
детей и подростков, умения
эффективно взаимодействовать с
сверстниками и взрослыми в
процессе решения
работа
«Вкусная математика»
проблемы
17
Итоговое
Составление
занятие.
формулы
правильного
питания,
защита
1
Промежуточная аттестация
исследовательской
работы.
6 класс (17 часов из расчёта 1 час в неделю)
№
Тема
Кол-во
Дата
часов
1
Мини-проект «Помощники на кухне»
1
Иг
2
Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и
хозяина
1
Ви
ск
3
Кулинарные секреты
1
Пр
вк
пр
4
Сервировка стола
1
Иг
5
Игра «Конкурс кулинаров»
1
«В
ов
6
Понятие «национальная кухня»
1
Ми
Ив
7
Кулинарное путешествие
1
Вы
из
8
Проект «Кулинарные праздники»
1
Ск
9
Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»
1
Иг
10
Традиции и культура питания
1
Иг
11
Творческий проект. Первобытная кулинария
1
Пр
Дн
Мо
Ко
ос
12
Творческий проект. Кулинария в средние века
1
Ко
13
Современная кулинария
1
Пр
Сю
за
14
Конкурс кроссвордов «Кулинария»
1
Иг
ма
Та
до
«М
Эк
15
История кулинарии в России.
1
Ви
Ра
Тв
16
История посуды в русской кухне. Самовар-символ
русского стола
1
Ко
ма
«К
Пр
не
ос
17
Творческий проект «Мое вкусное меню»
1
Методическая литература:
Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном
питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ -
Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.:
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002.
414 с.
М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
Олма Медиа Групп, 2014;
Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по
программе
Тв
«Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ М.: ТЦ
«Сфера», 2001.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М.,
2005.