РП элективного курса пр литературе Литературная гостиная 6 класс на 2025-2026 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНА

Руководитель ШМО
учителей ГЦ

СОГЛАСОВАНА

Руководитель ШМС,
заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

________________________

Бибиков В.В.
________________________
Приказ
№75
от
«29» 08
Соколова Н. Ф.
Протокол №1 от «28» 08
Соколова Н. Ф 2025 г.
2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8834798)
учебного предмета Элективный курс по литературе "Литературная гостиная"
для обучающихся 6 классов
х.Наумовский 2025 год

Пояснительная записка
При составлении данной программы были использованы следующие
нормативно-правовые и методические документы:
•
•

•

•

•
•
•
•

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р.
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); • Приказ
МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями);
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации
внеурочной
деятельности
при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в
ФГОС НОО»;
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173ТУ «О
внеурочной деятельности»;
Программа
курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
составлена на основе книги О.А.Ерёминой «Литературный кружок в
школе» из серии «Работаем по новым стандартам» (О.А.Ерёмина
«Литературный кружок в школе» 5-6 классы Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений М.:«Просвещение»,2011), Григорьев Д.В.,
Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор – М., 2010.
Актуальность

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие
культуро -сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь
неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой

фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день
остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным
«культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние»
личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента
государственного стандарта общего образования по литературе особое
внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных
ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на
логику предмета подхода к планированию учебного материала.

На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги
перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема
очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная»
приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной
литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология
интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в
общении, средство для решения жизненных проблем.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности Основные
цели:

− совершенствование всех видов речевой деятельности;
− овладение правильным и выразительным чтением;
− приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
− создание на практике условий для развития читательских умений и
интереса к чтению книг;
− расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;
− формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений.

Задачи

Образовательные:

- Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом
дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов,
выработка умений работы с текстом.

Воспитательные:

- Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению,
воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах,
любознательности.

Развивающие:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания,
наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового
развития учащихся.
Формы организации деятельности:

эвристическая беседа;
индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;
выразительное чтение;
самостоятельная творческая работа - творческие мастерские;
артикуляционные разминки;
обсуждение проблемных вопросов;
конкурсы;
мини-концерты;
словесное рисование;
литературные игры;
конкурсы-кроссворды;
библиотечные уроки;
путешествия по страницам книг;
проекты;
уроки-спектакли;
экскурсии в городские библиотеки и т. д.

Программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
рассчитана на учащихся 5-9 классов. 34 часа в год, режим занятий 1 час
в неделю. Процент пассивности в среднем составляет 42 %
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
I.

I.

Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской и мировой литературе, к культурам других народов; воспитание в себе вдумчивого, талантливого читателя, понимающего
ценность чтения;
- проявление инициативы при поиске способа решения задач; - способность
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отрицать.
Метапредметные:
Регулятивные:

•
•
•

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги; • учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:

•

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
•
•
•
•
•

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
III.

Воспитательные результаты.

Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Формы достижения результатов: викторины, познавательные игры, познавательные
беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны)

Виды деятельности: познавательная

Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом.

Формы достижения результатов: Этическая беседа, дебаты, тематический диспут,
проблемно-ценностная дискуссия

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение

Результаты третьего уровня: получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника
социально приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств,
спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на
уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки

Виды деятельности:

художественное творчество.

Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение),

Содержание курса внеурочной деятельности 6 класс, 34 часа
Тема

1. По страницам любимых книг (9 ч.)
1.

2.

Вводное занятие. Самые интересные книги,
прочитанные летом. Организационные вопросы.
Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что
интересного узнали и что прочитали, поделиться
впечатлениями. Работа с книгой: различать тип
книги, пользоваться выходными данными (автор,
заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной
из интересных книг, прочитанных летом.
Подготовка к рассказу о книге.
Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».
Поучительные стихи о дружбе и друзьях с
вопросами для обсуждения. Опрос «Законы
дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о
своем друге…». А. Гайдар «На графских
развалинах».

Основные виды
деятельности и формы
работы

Познавательное
занятие,
игровое занятие, час чтения.
Познавательная беседа, игра,
викторина, презентация

Познавательное
занятие,
игровое занятие, час чтения.

3.

Сказки о богатырях. Былины. Сказки и былины Познавательное
занятие,
киевского цикла об Илье Муромце и других
игровое занятие, час чтения.
богатырях. Знакомство с типами русских былинных
богатырей. Показ мультипликационного фильма
«Добрыня Никитич».

4.

Веселые книги о школе и школьниках.
Познавательное
занятие,
Современная русская детская литература о школе и игровое занятие, час чтения.
школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый
выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции».

2. С чего начинается Родина (4 ч.)
2.1

Сказы П.П. Бажова.

Час чтения. Инсценировка

2.2

Творчество Михалкова С. Жизненный и
творческий путь С. Михалкова. Мероприятие по
творчеству писателя в библиотеке.

2.3

Басни С. Михалкова

2.4

Зима в поэзии и прозе. Знакомство с циклом
стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве

Познавательное занятие.
Экскурсия.
Презентация.
Познавательное занятие.
Конкурс.

русских поэтов. Конкурс чтецов. Творческий
конкурс «Рождественская история».
3. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.)
3.1

Поэтическое мастерство Пушкина А.С.
Инсценировка сказки «Золотая рыбка»

3.2

Считалки и небылицы. Чтение русских народных
потешек; считалок и небылиц. Использование
считалок в игровой деятельности.

3.3

Составление рассказов по сюжетным
картинкам. Составление и обсуждение устного
плана рассказа по серии сюжетных картинок из
книг А.С. Пушкина.

Игровое занятие.
Инсценировка.
Час чтения. Игровая
деятельность.
Познавательное занятие.
Игровая деятельность.

4. «Ребята с нашего двора» (4 ч.)
4.1

Алексин А. «Как ваше здоровье», «Самый
счастливый день» Биография Алексина А. Чтение
рассказа по ролям, обсуждение.

Час чтения.

4.2

Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи
Куролесова. Биография Коваля Ю.И. Чтение
рассказа по ролям, обсуждение. Викторина.

Час чтения. Викторина.

4.3

Шим Э. Ребята нашего двора. Биография Шим Э.
Чтение рассказа, обсуждение. Викторина.

Час чтения.

5. Друзья наши меньшие (4 ч.)
5.1
5.2

Час чтения.

Куприн А.И. «Белый пудель»
Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по
ролям.
Куприн А.И. «Белый пудель» Чтение рассказа.
Викторина.

Час чтения.

5.3

Дмитриев И.И. «Пчела, шмель и я», «Лебедь и
гагары», «Дети и мыльные пузыри». Биография
Дмитриева И.И. Конкурс чтецов.

Конкурс чтецов.

5.4

Паустовский К. «Кот-ворюга» Жизненный и
творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка
рассказа по ролям, обсуждение характера главного
героя.

Час чтения. Обсуждение

6. Жизнь замечательных детей (6 ч.)

6.1

6.2
6.3

Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад
Обсуждение персонажей и их характеров. Устное
сообщение по наиболее понравившемуся рассказу.
Викторина «Угадай героя».

Час чтения. Обсуждение

Рыбаков А.Н. Жизненный и творческий путь
Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о
пионерах: «Кортик», «Бронзовая птица»,
«Выстрел». Викторина «Угадай героя». Устное
сообщение «Мой любимый персонаж». Викторина.

Презентация. Обсуждение.

Каверин В. Два капитана. Биография Каверина
В. Обмен мнениями о прочитанном романе.
Викторина по роману.

Обсуждение.

7. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (3ч.)
7.1

Русская поэзия 1-й половины 20 века: А.
Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б.
Пастернак Биография А. Ахматовой, М.
Цветаевой, О. Мандельштама. Конкурс чтецов.

Презентация. Конкурс.

Экзюпери А. «Маленький принц» Биография
писателя, чтение и обсуждение произведения.
Устное мини-сообщение «любимый персонаж».
Викторина.

Презентация. Викторина

8. Зарубежная литература ( 2ч.)
8.1

8.2

Метерлинк М. «Синяя птица» Биография
писателя, чтение и обсуждение произведения.

Час чтения. Обсуждение.

Тематическое планирование
№

Тема

6 класс, 34 часа
Общее
количество
часов

1

По страницам любимых книг

1.1

Вводное занятие. Самые
интересные книги, прочитанные
летом.
Русские народные потешки и
прибаутки. Инсценировка
деревенских забав.
Детский фольклор, частушки.

1

В мире песен, потешек и
прибауток.

1.2
1.3
1.4

Теоретические Практические
занятия
занятия

1

1

1

1

1

1

1

1.5

Рассказы о дружбе «Хочу
рассказать о своём друге». А.
Гайдар «На графских
развалинах».
Былины киевского цикла об Илье
Муромце и других богатырях.
Знакомство с типами русских
былинных богатырей.
Веселые книги о школе и
школьниках.
М. Дружинина «Мой весёлый
выходной»,

1

1

1

1

1

1

1.9

Е. Мурашова «Класс коррекции»

1

1

2

С чего начинается Родина

2.1

Сказы П. П. Бажова

1

1

2.2

Викторина по творчеству С.
Михалкова в библиотеке
Басни С. Михалкова

1

1

1.6

1.7
1.8

2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1

1

Творческий конкурс
«Рождественская история»
Проектная деятельность.
Сказки. Рассказы. Малые
жанры фольклора
Инсценировка сказки «Золотая
рыбка»
Считалки и небылицы.
Составление
рассказов
сюжетным картинкам.
«Ребята с нашего двора» 4

1

1

1
1
по

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.4
5

Друзья наши меньшие

5.1

А.И. Куприн «Белый пудель»

1

5.2

А.И. Куприн «Белый пудель»

1

5.3

Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я.
Лебедь и гагары. Дети и
мыльные пузыри.

1

4.3

1

1

А.Алексин «Как ваше здоровье»,
«Самый счастливый день»
Ю.И. Коваль. «Чистый двор».
«Приключения Васи
Куролесова»
Ю.И. Коваль «Приключения
Васи Куролесова»
Э. Шим. «Ребята нашего двора»

4.2

1

1
1
1

5.4

К. Паустовский «Кот-ворюга»

6

Жизнь замечательных детей

6.1

Е. Ларин «Нужда научит»,
«Отцовский клад»
В. Каверин «Два капитана»

1
1

6.4

Викторина по роману «Два
капитана»
А.Н. Рыбаков «Кортик»

1

1

6.5

А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица»

1

1

6.6

А.Н. Рыбаков «Выстрел»

1

1

7

Классическая проза и поэзия
для детей среднего школьного
возраста
Русская поэзия 1-й половины 20
века: А. Ахматова, М. Цветаева
Русская поэзия 1-й половины 20
века: О. Мандельштам, Б.
Пастернак
Зарубежная литература

1

1

1

1

1

1

6.2
6.3

7.1
7.2
8
8.1
8.2,8.3

А. Экзюпери «Маленький принц»
(отрывок)
М. Метерлинк «Синяя птица»
(отрывок)
Итого

1

1

1
1
1
1

2
34(100%)

2
15 (44%)

19(56%)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».