РП внеурочной деятельности Шахматы-1-4 классы на 2025-2026 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Наумовская ООШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
учителей начальных
классов

Руководитель ШМС,
заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

Бибиков В.В.
________________________ ________________________ [Приказ №75] от «29» 08
2025 г.
Мусаева Л.И.
Соколова Н.Ф.
[Протокол №1] от «28» 08
[Протокол №1] от «29» 08
2025 г.
2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9125996)
Шахматная азбука. Шахматы.
для обучающихся 1-4 классов

х.Наумовский 2025 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Рабочая программа внеурочной
деятельности «Шахматы» для 1-2 класса составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
1.
Федеральный закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06.10.2009 года № 373
3. Положения о рабочей программе учебных курсов,
предметов, дисциплин МБОУ Наумовской ООШ. 4.
Образовательной программой МБОУ Наумовской ООШ.
5. Учебного плана МБОУ Наумовской ООШ на 2022-2023 учебный год.
6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022-2023 учебный год»;
7. Приказ
Минобрнауки
России от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При
этом
предусматривается
широкое использование
занимательного материала,
включение в уроки игровых ситуаций,
чтение
дидактических
сказок
и
так
далее.
Важное

значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать
горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения.
На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в
год).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного
возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Тематика курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (2 часа)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками,
пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (2 часа)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь
пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме
«секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются?
(Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача:
поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (1 час)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой
цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то
из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (16 часов)
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым
ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные»
поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске,
чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под
боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
П р и м е ч а н и е . Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт»,
«Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—
7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания
являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (9 часов)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (3 часа)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом:
на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
5. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Раздел

Тема занятия

Шахматная доска
Знакомство с шахматной доской
Шахматная доска

1.
2.
Шахматные фигуры.

Знакомство с шахматными фигурами
Шахматные фигуры.

3.
4.
Начальная расстановка фигур.

Начальное положение

5.
Ходы и взятие фигур.
6.
7.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
Ладья в игре.

Кол-во
часов
2
1
1
2
1
1
1
1
17
1
1

Дата

02.09
09.09
16.09
23.09

30.10
07.10
14.10

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.
Слон в игре.
Ладья против слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
Ферзь в игре.
Ферзь против ладьи и слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
Конь в игре.
Конь против ферзя, ладьи слона.
Знакомство с пешкой.
Пешка в игре.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
Король против других фигур.
Король против других фигур.

8.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21
22.
Цель шахматной партии.

Шах.
Шах. Защита от шаха
Мат.
Мат или не мат
Ставим мат.
Мат в один ход.
Ничья, пат.
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Игра всеми фигурами из начального
положения.
32.

Шахматная партия.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.04
12.05
19.05

26.05

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
1. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности,
толерантности, самостоятельности.
2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ:
1. Развитие умственного потенциала обучающихся, их способности мыслить и действовать.
2. Появление потребности к интеллектуальным играм.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения данной программы во 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур,
сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные,
ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно – методическая литература для учителя

№
1.
2.
3.
4.
5.

Автор, год издания
Название пособия
И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск:
«Духовное возрождение», 1999
DVD – диск «Шахматы в сказках» ЗАО «ИнформСистемы
DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы»
DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы»
http://chess.cs.msu.su.

Вид пособия
Пособие для учителя.
Пособие для учителя
Пособие для учителя
Пособие для учителя
Интернет – ресурс.

Учебная литература для обучающихся
№
1.

Автор, год издания
И.Г. Сухин. Обнинск:
«Духовное возрождение», 2007

Название пособия
Вид пособия
«Шахматы, первый год, или
Рабочие тетради в 2-х
там клетки чёрно – белые
частях.
чудес и тайн полны».
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей - СПб: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».