МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района
МБОУ Наумовская ООШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Руководитель ШМС,
учителей начальных классов заместитель директора по
УВР
________________________
Мусаева Л.И. ________________________
[Протокол №1] от «28» 08 2025
Соколова Н.Ф.
г.
[Протокол №1 от «29» 08 2025
г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Бибиков В.В.
[Приказ №75] от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 9273625)
учебного предмета Занимательная математика
для обучающихся 2 классов
х. Наумовский 2025 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с законами об образовании:
1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.
4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»,
5. О недопустимости перегрузок, обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №
220/11-13 от 20.02.1999);
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой
начального общего образования по математике с учетом авторской программы М.И
Моро.
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно
развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды
мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов
(память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных
действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего
мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности
состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять
простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и
видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей
выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять
воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они
содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам
математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они
построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее
утомительной.
Цель курса: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического
мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
1) Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения,
универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые
решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого
результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими
явлениями;
2) Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности
(анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство,
опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать
полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
3) Воспитательные:
воспитывать
ответственность,
творческую
самостоятельность,
коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость
суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного
предмета «Математика».
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия курса должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности
учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного
предмета (курса).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным
действиям:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и
ошибки товарищей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА 1 класс.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности
предполагаетсядостичь
следующих результатов:
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социаль1
уровень нойреальности в повседневной жизни.
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценно2
уровень стям нашегообщества и социальной реальности в целом.
3
уровень
Приобретение школьником опыта самостоятельного
социальногодействия.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются следующие универсальные учебные действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения илинебольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания:
фиксировать тему(заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения иобщения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Планируемые результаты освоения программы курса:
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2
классе обучающиеся должны уметь:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия
(сложение и/или вычитание);
- решать словесные и картинные ребусы;
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой –
второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и
решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в
интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание
и принятие
нравственных
базовых общечеловеческих ценностей,
представлений
и
этических
чувств;
сформированность
культура
поведения
и
взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном
явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее
общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время,
количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим
школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных
и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события
культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса 3 класса
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности
учебной деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
-умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью
одноклассников, учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий
в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством
учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты
по заданным признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;
- находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и
полученных групп.
формулировать названия
- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и
сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и
явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных
задачи;
вариантов решения
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных
связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем
характера.
творческого и поискового
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать
чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания,
уточняющие смысл высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 класс
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную
задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся
возможностей применения тех знаний и умений,которыми они овладевают на уроках
математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученикарассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и
самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
№
1
Наименование
раздела
Числа. Арифметические действия. Величины.
2
Мир занимательных
задач.
Содержание раздела
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до
100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, сизбыточным
составом условия. Последовательность
«шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия ивопроса,
данных и искомых чисел (величин).
3
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево»,
«вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка
начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие
направление движения. Проведение линии позаданному
маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в
клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового
предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Содержание учебного предмета 2 класс.
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение
признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо
признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках,
геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч).
Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение
свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки.
Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты.
Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками.
Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.
Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку
к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачишутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
Содержание курса 3 класс
Раздел 1. Из истории математики (6 часов)
Как люди учились считать? Римские цифры и как с ними работать. История математических
открытий. Древние ученые Архимед, Евклид и Пифагор, их вклад в развитие математики
как науки. Первые учебники.
Раздел 2. Математика в играх (6 часов)
Математические ребусы,
математическую загадку.
кроссворды,
загадки,
фокусы.
Конкурс
на
лучшую
Раздел 3. Геометрия вокруг нас (11 часов)
Точки, углы, отрезки, лучи. Ломаная. Простые задачи на построение. Треугольники. Виды
треугольников. Многоугольники. Проектная работа.
Раздел 4. Ах, этот мир задач… (6 часов)
Задачи в стихах. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи с многовариантными
решениями. Олимпиадные задачи и их решение.
Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (5 часов)
Экспромт – задачки на смекалку и математические головоломки. Логические
познавательные задачки-шутки. Час математики «Необыкновенные приключения в стране
Внималки-Сосчиталки». Конкурс-игра «Юный эрудит». Заключительное занятие «В гостях
у царицы всех наук – Математики».
№
1.
2.
3.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ 1 класс
1 год
Разделы
обучения
14
Числа. Арифметические
действия. Величины
Мир занимательных задач
6
Геометрическая мозаика
13
Итого
33
Распределение учебных часов по разделам программы 2 класс:
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Сравнение, обобщение, классификация.
Наглядные
задачи
геометрического
алгебраического содержания.
Логические задания.
Комбинаторика и конструкции.
Творческие задания.
Диагностика.
Количество часов
5
и 3
9
5
10
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
Тема
Математика — это интересно. Математика - царица наук.
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки.
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
Танграм: древняя китайская головоломка
Кол-во часов
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15-16
17
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игра-соревнование «Весѐлый счѐт»
Игры с кубиками
Конструкторы
Весѐлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
КВН
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 33 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
1
Тема
Математика
— это интересно.
Танграм: древняя китайская
головоломка.
Содержание занятия
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха»
перемещается по командам «вверх, «вниз»,
«влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).
3
Путешествие
точки.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
заданной последовательностью «шагов» (поалгоритму).
Проверка работы. Построение собственного рисунка и
описание его «шагов».
4
"Спичечный"
конструктор.
Танграм:
Построение конструкции по заданному образцу.
Взаимный контроль.
Составление картинки с заданным разбиением начасти; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения.
Составление
картинки,
2
5
Дата
древняя
китайская
головоломка.
Составление картинки с заданным разбиением начасти; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Проверка выполненной
работы.
6
7
Волшебная
линейка
Праздник числа
10
8
Конструирова-ние
многоуголь-ников
из дета- лей
танграма
9
Играсоревнование
«Веселый счѐт»
10
Игры с кубиками.
1112
Конструкторы
13
14
1516
17
18
представленной в уменьшенном масштабе. Проверка
выполненной работы.
Шкала линейки. Сведения из истории математики:история
возникновения линейки.
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
Восстановление примеров: поиск цифры,которая скрыта.
Составление многоугольников с заданным разбие- нием на
части; с частично заданным разбиением на части; без
заданного разбиения. Составление много-угольников,
представленных в уменьшенном мас- штабе. Проверка
выполненной работы.
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).
Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по
порядку, а разбросаны по всей таблице.
Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавшихкубиков
(у каждого два кубика). Взаимный кон- троль.
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструк- ций.
Выполнение постройки по собственному замыслу.
Весѐлая
геометрия
Математические игры.
«Спичечный»
конструктор
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение «математических» пирамид: «Сложе-ние в
пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соот- ветствии с
условием. Проверка выполненной ра- боты.
Задачисмекалки.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допус- кающие
несколько способов решения. Решение раз-ных видов задач.
Воспроизведение способа реше- ния задачи. Выбор
наиболее эффективных способоврешения.
Прятки
С фигурами
19
Математические
игры
20
Числовые
головоломки
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфи- гурации.
Работа с таблицей «Поиск треугольников взаданной
фигуре».
Построение «математических» пирамид: «Сложе-ние в
пределах 10»; «Сложение в пределах 20»;
«Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вы-читания
с помощью предметов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
2122
Математическая
карусель.
Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательныезадачи».
23
Уголки
24
Игра в магазин.
Монеты.
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу,по
собственному замыслу.
Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирова-ние
приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.
25
Конструирование фигур
из деталей
танграма.
Составление фигур с заданным разбиением на ча- сти; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения. Составление фигур, представ-ленных в
уменьшенном масштабе. Проверка выпол-ненной работы.
26
Игры с кубиками
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчѐт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два
кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на
гранях второго — числа 4,
5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, исполь-зование
метода от обратного. Взаимный контроль.
27
Математическое
путешествие.
Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисленияв
группах.
1- й ученик из числа вычитает 3; второй – прибав- ляет 2,
третий – вычитает 3, а четвертый – прибав-ляет 5. Ответы
к четырѐм раундам записываются втаблицу.
1-й раунд: 10 – 3 = 7
7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11
2- й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.
28
Математические
игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Гонки с зонтиками». Решение простые задач,
представленных в одной цепочке. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с
применением знаний в измененных условиях.
29
Секреты задач
30
Математическая карусель
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы.
Математические головоломки. Занимательные за-дачи.
31
Числовые
головоломки.
Математические игры.
КВН
32
33
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Построение «математических» пирамид: «Сложе-ние в
пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».
Проведение математического КВНа. Подведениеитогов.
Награждение участников.
Итого: 33 ч
Тематическое планирование 2 класс
№
Темы занятий
Форма
проведения
занятия
Количество часов
Теоретическ
их
1
2
3
4
5-6
7-8
Практическ
их
диагностика
1
КВН
1
Игры
со
спичками
(палочками)
1
Математические Работа в парах
лабиринты.
Числовые
треугольники.
1
Закончи
Творческие
задания
предложения.
Собери
поговорки.
Придумай
загадку
к
словам.
1
Математические Игра3х3.
квадраты
Сложение
п ут еш ест в и е
в
пределах
20.
Логические
вопросы.
1
Вводный урок.
Диагностика
мыслительных
способностей.
Занимательные
вопросы.
Математические
загадки. Ребусы.
Математические
фокусы
со
спичками
Дата
проведен
ия
9
10
1112
13
1415
16
1718
Лишнее слово. Работы
Выделение
г руп пах
признаков
предметов.
Сравнение.
Разбиение
по
какому-либо
признаку. Игра
«Посели в свой
домик»
Задачи
на
смекалку.
Занимательные
лесенки.
Логическипоисковые
задания.
Чтение
изографов.
Словесные
лабиринты.
Анаграммы.
Игра
«Собери
фигуру».
Объёмные
фигуры.
Найди
закономерность.
Продолжи ряд.
Составь
свой
ряд.
Логические
вопросы.
Математические
лабиринты.
Числовые
головоломки.
в
1
Математическ
ие игры
1
Работы
группах
в
1
Математическ
ие игры
1
Математическ
ие игры
1
Творческие
задания
Работа в парах
1
Математическ
ие игры
1
1920
Игра
«Шифровальщи
к».
Палиндромы.
Занимательная
геометрия.
22
Головоломки со
спичками.
Графический
диктант.
23Логические
задачи. Шарады.
24
Математические
квадраты
3х3.
Сложение
в
пределах 100.
25 Задачи-шутки.
Нестандартные
26 задачи.
21-
Математическ 1
ие игры
1
Конкурс
математическ
их газет
Конкурс
знатоков
1
1
Соревнования
1
Блиц-турнир
по решению
задач
1
27 Оригами.
Практикум
Изучение
свойств
квадрата.
28 Весёлые
Викторина
вопросы.
29 Зашифрованные
пословицы.
Игра «Змейка».
30 Нахождение
Работа в парах
сходства
и
различия
в
словах,
математических
цепочках.
1
1
1
31 Нахождение
общего
признака
в
словах,
математических
цепочках,
в
геометрических
фигурах.
32 Нахождение
закономерносте
й.
Распределение
по группам.
33 Задачи в стихах.
Ребусы.
Конкурсноигровая
программа
1
Соревнование
1
Блиц-турнир
1
34 Конкурс
эрудитов.
Конкурс
1
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п Тема занятия
Дата
план
Раздел 1. Из истории математики (6 часов)
1
Как люди учились считать?
2
Римские цифры и как с ними работать
3
Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в
развитие математики как науки
4
Пифагор и его школа
5
Первые учебники
6
Урок-игра «Крестики-нолики»
Раздел 2. Математика в играх (6 часов)
факт
7
Математические
разгадывание
ребусы,
их
8
Математические ребусы
9
Математические кроссворды
10
Математические загадки.
математическую загадку
11
Математические фокусы
12
Урок-игра «Кто быстрее разгадает?»
составление
Конкурс
на
и
лучшую
Раздел 3. Геометрия вокруг нас (11 часов)
13
Точки. Углы, виды углов
14
Отрезок. Обозначение отрезков, их сравнение
15
Лучи. Ломаная, виды ломаных
16
Простые задачи на построение
17
Треугольники. Виды треугольников
18
Треугольники. Проект «Ёлочка»
19
Многоугольники. Витраж. Мозаика
20
Многоугольники. Проект «Рыцарский замок»
21
Треугольники. Групповая работа на выбор: Колосок.
Бабочки. Собачка.
22
Многоугольники.
математики»
23
Урок- игра «Математический КВМ»
Проект
«Дворец
царицы
Раздел 4. Ах, этот мир задач… (6 часов)
24
Задачи в стихах
25
Старинные задачи. Как решать?
26
Решение логических задач
27
Решение логических задач
28
Задачи с многовариантными решениями
29
Решение олимпиадных задач
Раздел 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки! (5 часов)
30
Логические познавательные задачки-шутки
31
Логические познавательные задачки-шутки
32
Конкурс-игра «Юный эрудит»
33
Волшебная игра «Танграм»
34
Заключительное занятие «В гостях у царицы всех
наук – Математики»
Литература для учителя и обучающихся:
1 Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой.
Санкт-Петербург, 1994;
2 Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей.
Самара. Дом печати, 1994 г.
3 Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
4 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс.
М., 1999;
5 Журналы «Начальная школа».
6 Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
7 Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
8 Логическая математика для младших школьников. М., Поматур, 1998;
9 Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
10 Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
11 Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие
для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
12 Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
13 Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
14 Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009.
— № 7.
15 Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.:
Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
16 Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
17 Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
18 Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
19 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. —
М., 2006.
20 Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.
: Союз, 2001.
21 Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.
: АСТ, 2006.
22 Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 3
класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2013.
. Интернет-ресурсы:
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала
«Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская
математического конкурса «Кенгуру».
страница
международного
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки,
фокусы, ребусы.__
Материально-техническое оснащение:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.