МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области РОО Пролетарского района Ростовской области МБОУ Наумовская ООШ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 5-7 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год учебный год Составитель: Пермякова Елена Викторовна учитель х. Наумовский 2023 Аннотация к рабочей программе Учебного курса внеурочной деятельности« БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ: МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР» Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности обязательной предметной области «Общественно-научные предметы»«БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ: МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР » разработана в соответствии с ФГОС ООО и реализуется 1 год в 5- 7 класах Рабочая программа разработана учителем Пермяковой Е.В. в соответствии с положением о рабочих программах Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО, определяющей: содержание; планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР. Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе педагога. Планируемые результаты освоения Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование познавательной и информационной культуры; формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отноше-ния к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, граж-данской позиции; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательнуюрефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности; умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимо действия, планировать общие способы работы. умение извлекать информацию из различных источников. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Становление личности ребёнка, обладающего следующими качествами: умею взаимодействовать с другими людьми способен к познанию мира умею управлять своими эмоциями веду здоровый образ жизни обладаю гражданской позицией согласно возрасту чувствую сопричастность с судьбой страны испытываю гордость за свою страну понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь. 2. Формы организации и виды деятельности Эвристическая беседа, дискуссия, лекция. Коллективные творческие дела. Тренинги общения. Групповая проблемная работа. конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. Режим занятий: В результате освоения данной программы в течение 35 занятий (1 раз в неделю по 40 минут) При необходимости, проведение занятий возможно в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем. Формы представления результатов: Защита личного\ коллективного проекта класса во время проведения общешкольных мероприятий, школьной научно практической конференции в течении каждой четверти. 3.Содержание курса внеурочной деятельности В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в системе ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков является обеспечение осознания несовершеннолетним важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод, обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина, механизмах их реализации, а так же формирование компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся – внедрение технологий и методов профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач профилактической деятельности; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий противоправного поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутреннего потенциала личности каждого обучающегося. Правовое воспитание и правовое просвещение рассматривается как целенаправленное, организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее установки гражданственности и правосознания, навыки соблюдения норм права, мирных способов разрешения конфликтов. Задачи правового воспитания и правового просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении. Результатом правового просвещения и правового воспитания является наличие у обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования. Мероприятие Форма проведения Дата проведения 01.09.23 1 Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? 2 Беседа. Презентация. Человек и гражданин. «Что такое общество?» беседа. Порядок и закон в жизни общества. Презентация. Деловая игра 3 08.09.23 15.09.23 Что такое вина? Что такое ответственность? Виды 4 юридической ответственности. Беседа. 22.09.23 Конвенция ООН о правах ребенка 5 (ст. 12, 13, 15, 17, 18) 6 Викторина «Человек. Личность. Гражданин» 29.09.23 Беседа. Презентация. Викторина, игра 06.10.23 7 Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет» Беседа. Презентация. 8 Права и обязанности школьников Дискуссия 13.10.23 Дискуссия, общение. 20.10.23 Фильм. Беседа. 08.11.23 9 Влияние молодежных групп. Неформалы. 10 Символы России. 11 «Как не стать жертвой преступления?» Игра- тренинг 14.11.23 12 Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» Игра 17.11.23 13 Музеи нашего края. Групповой проект. 24.11.23 14 «Зачем люди становятся добровольцами (волонтерами)?» Презентация. Дискуссия. 01.12.23 15 «Матрица конфликта». Мы все разные, и это чудесно. Презентация. Деловая игра 08.12.23 16 Мастерская Деда Мороза. Коллективное творческое дело 15.12.23 Плакат-поздравление 17 Правила безопасности в зимний период. Инструктаж по технике безопасности на зимние каникулы. Беседа. Презентация. 22.12.23 18 Школа. «Жизнь дома и в школе». Дискуссия. 12.01.24 19 «Мы помним. Мы гордимся.» День памяти. Презентация. 19.01.24 20 «Хорошие и дурные манеры» Беседа. Презентация. Участие в игре. 26.01.24 21 Наука и мир. Фильм. Беседа. 02.02.24 22 «Милосердие поможет выжить.» День пожилого человека. Презентация. Беседа. 09.02.24 23 Взыскания и наказания Беседа 16.02.24 Историческая хроника. Фильм. Урок мужества. 02.03.24 25 «Что такое семья?» Традиции семьи. Семейные ценности» Беседа. Презентация. 09.03.24 26 Круглый стол «Речь и этикет». Дискуссия, игра. 24 16.03.24 «Я и здоровый образ жизни.» Пого27 ворим о привычках. «Склонности к отклоняющемуся поведению» Беседа. Презентация. Диагностика 23.03.24 28 2930 Посещение краеведческого музея Посещение музея 13.04.24-20.04.24 31 32 33 Как я себя организую» Инструктаж по технике безопасности на весенние каникулы. Круглый стол «Я – гражданин России» Урок памяти. Дети войны. Беседа. Презентация. 27.04.24 Игра 04.05.24 Фильм. Беседа. 11.05.24 34 Просмотр презентаций «Наркотики – взлёт или падение?» Беседа. Презентация. 18.05.24 35 Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» Дискуссия, игра. Проверочные тесты. Критерии оценки знаний учащихся. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12. 10-12 баллов – курс усвоен практически полностью; 8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо; 6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно; менее 6 баллов – курс не усвоен. Тест №1 1. Закончи предложение: Наша страна называется…. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Столица России – город: а) Москва; б) Санкт- Петербург; в) Омск; г) Новосибирск. 3. Выбери и отметь правильный ответ: Главой нашего государства является: а) король; б) губернатор; в) мер; г) президент. 4. Выбери и отметь правильный ответ: Главный закон страны называется: а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы. 5. Закончи предложение: Гимн, флаг, герб – это …. 6. Раскрась российский флаг в его цвета: 24.05.24 7. Выбери и отметь правильный ответ: Документ, защищающий права ребёнка называется: а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы. 8. Обведи правильный ответ: Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет; в) 18 лет; г) 20 лет. 9. Закончи предложение: Я имею право на ….. 10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации? 11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале? 12. Соедини линиями дату и название праздника: 23 февраля День согласия и примирения 1 мая День защитника Отечества 4 ноября День России 12 июня День солидарности трудящихся Тест №2 1. Выбери и отметь правильный ответ: Как называется наша страна? а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия. 2. Выбери и отметь правильный ответ: Кто является главой нашего государства? а) президент; б) царь; в) губернатор; г) премьер-министр. 3. Выбери и отметь правильный ответ: Чем являются герб, флаг и гимн? а) символами государства; б) символами праздника; в) символами власти 4. Выбери и отметь правильный ответ: Что значит быть гражданином? а) иметь права; б) выполнять законы, иметь права; в) выполнять законы. 5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название: Р ___________________ Ф ___________________ Владивосток 6. Выбери правильный ответ: Что такое законы? а) правила, обязательные для всех жителей страны; б) документ, защищающий права человека; в) документ. 7. Отметь знаком «+» правильные утверждения: Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна. 1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники. Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины. 8. Выбери и отметь правильный ответ: Какой день стал Днём победы? а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая. 9. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России ….. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России …. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной ситуации? 12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки. Тест №3 1. Впиши пропущенные слова. Главой нашего государства является __________________________, а законы создаёт ___________________________________. 2. Выбери и отметь правильные утверждения: а) государство - это все люди, живущие в стране; Что такое б) государство - это механизм государство? управления людьми, живущими в стране; в) государство устанавливает законы, которые нельзя нарушать; г) государство – это правительство, армия, милиция, законы. 3. Выбери и отметь правильный ответ: Как выглядит государственный флаг Российской Федерации? а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная; б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная; в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая; г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя. 4. Выбери и отметь правильный ответ: Что такое герб? а) нагрудный знак; б) отличительный знак города, государства; в) эмблема; г) рисунок. 5. Выбери и отметь правильный ответ: До какого возраста человек считается ребёнком? а) до 14 лет; б) до 18 лет; в) до 20 лет; г) до 25 лет. 6. Выбери и отметь правильный ответ: Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке? а) если остался без семьи; б) если проживает в семье; в) если проживает с мамой; г) если проживает с бабушкой. 7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь: 8. Закончи предложение: Каждый человек имеет право на ……. 9. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России? Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь? Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия: а) поздороваешься и сядешь на место; б) поздороваешься и извинишься за опоздание; в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место. 10. Объясни названия праздников. Праздники Событие, которое дало название празднику 9 Мая – День Победы 12 июня – день независимости России 12 апреля – день космонавта Тест №4 1. Выбери и отметь правильный ответ: В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас: а) Всеобщая декларация прав человека; б) Конвенция о правах ребёнка; в) Конституция Российской Федерации; г) Устав школы. 2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб: 3. Выбери и отметь правильный ответ: Кто утверждает важные законы нашей страны? а) президент России; б) правительство Российской Федерации; в) государственная дума; г) народ. 4. Выбери и отметь правильный ответ: С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата? а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) с 20 лет. 5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников. (Если сможешь, заполни все листки календаря): январь февраль март 6. Закончи предложение: Какие права имеет гражданин России…. 7. Выбери и обведи флаг России: май июнь ноябрь 8. Соедини линиями название документа и его основное назначение: Конституция России Документ, защищающий права детей. Всеобщая декларация прав человека Основной закон государства Устав школы Документ, где отражены права и свободы человека. Конвенция о правах ребёнка Основной закон школы 9. Выбери и отметь правильный ответ: Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка? а) дети имеют право на заботу и помощь; б) каждый человек имеет гражданские и политические права и свободы; в) каждый человек имеет право на образование; г) каждый ребёнок имеет свои обязанности. 10. Закончи предложение: Какие обязанности имеет гражданин России…. 11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася. 12. Если ты остался дома без взрослых: а) Никому не откроешь двери; б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел; в) Откроешь дверь только близким людям.