РП внеурочной деятельности История государственной символики. Я - гражданин России 5-7 классы на 2023-2024 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
РОО Пролетарского района Ростовской области
МБОУ Наумовская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
для 5-7 классов основного общего образования
на 2023-2024 учебный год учебный год
Составитель: Пермякова Елена
Викторовна
учитель

х. Наумовский 2023

Аннотация к рабочей программе
Учебного курса внеурочной деятельности« БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ: МОИ
ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР»
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
обязательной предметной области «Общественно-научные предметы»«БЫТЬ
ГРАЖДАНИНОМ: МОИ ПРАВА, МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, МОЙ ВЫБОР »
разработана в соответствии с ФГОС ООО и реализуется 1 год в 5- 7 класах
Рабочая программа разработана учителем Пермяковой Е.В. в соответствии с
положением о рабочих программах
Рабочая программа учебного предмета является частью ООП ООО,
определяющей:
 содержание;
 планируемые результаты (личностные, метапредметные и
предметные);
 тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и
возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей
программе педагога.

Планируемые результаты освоения
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития

науки
и
общественной
практики;


формирование познавательной и информационной культуры;









формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отноше-ния к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку,

вере, граж-данской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к 
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:





овладение навыками самостоятельного приобретения новых
 знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;







 



умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательнуюрефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа
действия, реально
оценивать свои возможности достижения цели определённой

сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять
общие цели, способы взаимо
действия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.



умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать
конфликты на

основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Становление личности ребёнка, обладающего следующими качествами:












умею взаимодействовать с другими людьми
способен к познанию мира
умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией согласно возрасту
чувствую сопричастность с судьбой страны
испытываю гордость за свою страну
понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.

2. Формы организации и виды деятельности






Эвристическая беседа, дискуссия, лекция.
Коллективные творческие дела.
Тренинги общения.

Групповая проблемная работа.

конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии,
соревнования, трудовые десанты, выставки.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные
задания), творческие, практические.
Режим занятий:
В результате освоения данной программы в течение 35 занятий (1 раз в неделю по 40 минут)
При необходимости, проведение занятий возможно в режиме реального времени при
помощи телекоммуникационных систем.
Формы представления результатов:
Защита личного\ коллективного проекта класса во время проведения общешкольных
мероприятий, школьной научно практической конференции в течении каждой четверти.

3.Содержание курса внеурочной деятельности
В целях формирования законопослушного поведения программа «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» (далее — программа), направленная на
создание благоприятных условий для развития социально значимых установок в системе
ценностных ориентаций обучающихся, основ правовой культуры и законопослушного поведения. Ведущей линией в правовом просвещении и правовом воспитании подростков
является обеспечение осознания несовершеннолетним важности права как регулятора
взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод, обязанностей и ответственности,
формирование уважительного отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка,
человека и гражданина, механизмах их реализации, а так же формирование компетенций в
сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие
навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод
других людей.
Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений среди обучающихся
– внедрение технологий и методов профилактической работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Это предполагает четкое определение целей и задач профилактической деятельности; выбор перечня скоординированных
по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий противоправного
поведения несовершеннолетних; содействие в социальной адаптации и раскрытии
внутреннего потенциала личности каждого обучающегося. Правовое воспитание и правовое
просвещение рассматривается как целенаправленное, организованное, систематическое
воздействие на личность, формирующее установки гражданственности и правосознания,
навыки соблюдения норм права, мирных способов разрешения конфликтов. Задачи правового
воспитания и правового просвещения заключаются в том, чтобы донести до обучающихся
требования правовых норм, способствовать тому, чтобы эти требования приобрели для них
личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном
поведении. Результатом правового просвещения и правового воспитания является

наличие у обучающихся правовых компетенций и навыков социального функционирования.

Мероприятие

Форма проведения

Дата проведения
01.09.23

1 Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы?

2

Беседа. Презентация.

Человек и гражданин. «Что такое
общество?»

беседа.

Порядок и закон в жизни общества.

Презентация. Деловая
игра

3

08.09.23

15.09.23

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды
4 юридической ответственности.

Беседа.
22.09.23

Конвенция ООН о правах ребенка
5 (ст. 12, 13, 15, 17, 18)
6 Викторина «Человек. Личность. Гражданин»

29.09.23
Беседа. Презентация.
Викторина, игра
06.10.23

7

Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»

Беседа. Презентация.

8

Права и обязанности школьников

Дискуссия

13.10.23

Дискуссия, общение.

20.10.23

Фильм. Беседа.

08.11.23

9 Влияние молодежных групп. Неформалы.
10 Символы России.

11 «Как не стать жертвой преступления?»

Игра- тренинг

14.11.23

12 Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

Игра

17.11.23

13 Музеи нашего края.

Групповой проект.

24.11.23

14

«Зачем люди становятся добровольцами (волонтерами)?»

Презентация. Дискуссия.

01.12.23

15

«Матрица конфликта». Мы все разные, и это чудесно.

Презентация. Деловая
игра

08.12.23

16

Мастерская Деда Мороза.

Коллективное творческое дело

15.12.23

Плакат-поздравление
17

Правила безопасности в зимний период. Инструктаж по технике безопасности на зимние каникулы.

Беседа. Презентация.

22.12.23

18

Школа.
«Жизнь дома и в школе».

Дискуссия.

12.01.24

19

«Мы помним. Мы гордимся.»
День памяти.

Презентация.

19.01.24

20

«Хорошие и дурные манеры»

Беседа. Презентация.
Участие в игре.

26.01.24

21

Наука и мир.

Фильм. Беседа.

02.02.24

22

«Милосердие поможет выжить.»
День пожилого человека.

Презентация. Беседа.

09.02.24

23 Взыскания и наказания

Беседа

16.02.24

Историческая хроника.

Фильм. Урок мужества.

02.03.24

25

«Что такое семья?» Традиции семьи.
Семейные ценности»

Беседа. Презентация.

09.03.24

26

Круглый стол «Речь и этикет».

Дискуссия, игра.

24

16.03.24

«Я и здоровый образ жизни.» Пого27 ворим о привычках.
«Склонности к отклоняющемуся поведению»

Беседа. Презентация.

Диагностика

23.03.24

28
2930 Посещение краеведческого музея

Посещение музея
13.04.24-20.04.24

31

32
33

Как я себя организую»
Инструктаж по технике безопасности на весенние каникулы.
Круглый стол «Я – гражданин России»
Урок памяти. Дети войны.

Беседа. Презентация. 27.04.24

Игра

04.05.24

Фильм. Беседа.

11.05.24

34

Просмотр презентаций «Наркотики – взлёт или падение?» Беседа. Презентация. 18.05.24

35

Итоговое занятие – практикум «Защити свои права»

Дискуссия, игра.

Проверочные тесты.
Критерии оценки знаний учащихся.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;
8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;
6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;
менее 6 баллов – курс не усвоен.
Тест №1
1. Закончи предложение:
Наша страна называется….
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва;
б) Санкт- Петербург;
в) Омск;
г) Новосибирск.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король;
б) губернатор;
в) мер;
г) президент.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
5. Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это ….
6. Раскрась российский флаг в его цвета:

24.05.24

7. Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребёнка называется:
а) Конституция РФ;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
8. Обведи правильный ответ:
Человек считается ребёнком до: а) 14 лет;
б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
9. Закончи предложение:
Я имею право на …..
10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На
встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик.
Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте
мальчика в этой ситуации?
11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской
Федерации. Как должны сделать люди в зале?
12. Соедини линиями дату и название праздника:
23 февраля

День согласия и примирения

1 мая

День защитника Отечества

4 ноября

День России

12 июня

День солидарности трудящихся

Тест №2
1. Выбери и отметь правильный ответ:
Как называется наша страна?
а) СССР;
б) Россия;
в) США;
г) Англия.
2. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто является главой нашего государства?
а) президент;
б) царь;
в) губернатор;
г) премьер-министр.

3. Выбери и отметь правильный ответ:
Чем являются герб, флаг и гимн?
а) символами государства;
б) символами праздника;
в) символами власти
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что значит быть гражданином?
а) иметь права;
б) выполнять законы, иметь права;
в) выполнять законы.
5. Обведи границу и столицу
нашего государства. Допиши полное
название:
Р ___________________
Ф ___________________
Владивосток
6. Выбери правильный ответ:
Что такое законы?
а) правила, обязательные для всех жителей страны;
б) документ, защищающий права человека;
в) документ.
7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:
Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по
решению правительства отмечает вся страна.
1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.
Государственные праздники напоминают о важнейших событиях
прошлого и настоящего нашей Родины.
8. Выбери и отметь правильный ответ:
Какой день стал Днём победы?
а) 1 мая;
б) 7 января;
в) 7 ноября;
г) 9 мая.
9. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России …..
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России ….
Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна
и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с
маленьким ребенком на руках.
Как ты поступишь в данной ситуации?
12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во
время прогулки.
Тест №3

1. Впиши пропущенные слова.
Главой нашего государства является __________________________,
а законы создаёт ___________________________________.
2. Выбери и отметь правильные утверждения:
а) государство - это все люди,
живущие в стране;
Что такое
б) государство - это механизм
государство?
управления людьми,
живущими в стране;
в) государство устанавливает законы,
которые нельзя нарушать;
г) государство – это правительство,
армия, милиция, законы.
3. Выбери и отметь правильный ответ:
Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?
а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;
б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;
в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;
г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
Что такое герб?
а) нагрудный знак;
б) отличительный знак города, государства;
в) эмблема;
г) рисунок.
5. Выбери и отметь правильный ответ:
До какого возраста человек считается ребёнком?
а) до 14 лет;
б) до 18 лет;
в) до 20 лет;
г) до 25 лет.
6. Выбери и отметь правильный ответ:
Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?
а) если остался без семьи;
б) если проживает в семье;
в) если проживает с мамой;
г) если проживает с бабушкой.
7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко
от которого) ты живёшь:

8. Закончи предложение:
Каждый человек имеет право на …….
9. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России?
Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный
флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?
Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:
а) поздороваешься и сядешь на место;
б) поздороваешься и извинишься за опоздание;
в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на
своё место.
10. Объясни названия праздников.
Праздники

Событие, которое дало название
празднику

9 Мая – День Победы
12 июня – день независимости России
12 апреля – день космонавта

Тест №4
1. Выбери и отметь правильный ответ:
В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конвенция о правах ребёнка;
в) Конституция Российской Федерации;
г) Устав школы.
2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

3. Выбери и отметь правильный ответ:
Кто утверждает важные законы нашей страны?
а) президент России;
б) правительство Российской Федерации;
в) государственная дума;
г) народ.
4. Выбери и отметь правильный ответ:
С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо
кандидата?
а) с 14 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет;
г) с 20 лет.
5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.
(Если сможешь, заполни все листки календаря):
январь

февраль

март

6. Закончи предложение:
Какие права имеет гражданин России….
7. Выбери и обведи флаг России:

май

июнь

ноябрь

8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:
Конституция России

Документ, защищающий права детей.

Всеобщая декларация прав
человека

Основной закон государства

Устав школы

Документ, где отражены права и свободы
человека.

Конвенция о правах
ребёнка

Основной закон школы

9. Выбери и отметь правильный ответ:
Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?
а) дети имеют право на заботу и помощь;
б) каждый человек имеет гражданские и политические права и
свободы;
в) каждый человек имеет право на образование;
г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.
10. Закончи предложение:
Какие обязанности имеет гражданин России….
11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили
три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод.
Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.
Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться
поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и
пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.
12. Если ты остался дома без взрослых:
а) Никому не откроешь двери;
б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;
в) Откроешь дверь только близким людям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».